• изучение «критической мысли в человечестве», а также субъективной позиции самого социолога;
• поиск «оптимальных форм солидарности между людьми».
Основная задача социологии, с точки зрения «народников», – изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов.
Особое внимание уделено анализу «солидарной» деятельности людей, направляемой их общими интересами.
Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми.
Солидарность – общность интересов, убеждений, привычек.
Солидарность – «сознание того, что личный интерес совпадает с общественным» (П. Лавров).
Теоретическая задача социологии:
• понять формы солидарности;
• понять условия ее упрочения (ослабления) при разном уровне развития людей и форм их общежития.
Учение Лаврова и Михайловского о двуединой правде:
• постижение правды-истины – объективный анализ явлений общественной жизни;
• поиск правды-справедливости – субъективный анализ общественной жизни, путь к гармоническому сочетанию интересов всех людей.
По словам Лаврова, основной двигатель истории – действия критически мыслящих личностей (передовой части интеллигенции).
Решая проблему взаимодействия личности и общества, Н. Михайловский считал, что критически мыслящие личности, люди яркой индивидуальности определяют развитие общества, его переход к высшим формам общественного устройства.
Михайловский сформулировал закон антагонизма между государством и личностью:
• общество быстро развивается и усложняется;
• человек в результате развития разделения труда превращается в носителя частной функции общества.
Этот антагонизм можно преодолеть, предоставив личности большую свободу по отношению к обществу (принцип верховенства личности над обществом).
Анализ взаимоотношений «героя» и «толпы»: толпа подчиняется влиянию вождей, теряя способность критически оценивать их слова и дела. Герой – человек, увлекающий своим примером.
Толпа – масса людей, способная увлекаться примером (благородным, или низким, или нравственно нейтральным). Подражание масс герою – явление почти гипнотическое. Суждения Михайловского о герое и толпе актуальны и в наше время.
Теория общественного прогресса Михайловского гласит, что в основе развития общества лежат следующие социальные процессы:
• разделение труда;
• борьба нового уклада общественной жизни со старым;
• борьба передовых и реакционных идей;
• борьба общественных идеалов (передовых и реакционных).
Общество в своем развитии должно создавать условия для всестороннего развития каждой личности.
Психологическое направление в социологии России начала XIX века
Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев и др. – яркие представители психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х годах. Труды Де
Роберти и Кареева касались фундаментальных проблем развития общества:
• изначальных причин и движущих сил;
• основного содержания и направленности развития общества;
• прогресса и регресса;
• роли масс и личности в истории и т.д.
Проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии. Общественные явления всегда имеют психологическую основу. Психические взаимодействия индивидов являются основой всей общественной жизни.
Общество с точки зрения психологической социологии – система психических и практических взаимодействий индивидов.
Е.В. Де Роберти (Роберти, точнее - Де Роберти де Кастро де ла Серда) – представитель позитивистской философии.
Развил концепцию, получившую название «робертизма»: гносеология – часть социологии как основа науки о разуме. Стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». С его точки зрения, социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Предметом психологии является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Психическая деятельность развивается под влиянием:
• биологических факторов;
• социальной деятельности (ведущее звено, по мнению Де Роберти).
Де Роберти выделял:
• индивидуальную психику;
• коллективную психику – совокупность чувств, восприятий, образа мыслей тех или иных социальных групп, национальных общностей. Коллективная психология – психология народов и масс. Коллективная психика, проявляясь в поведении людей, воплощается в их морали, нравственных нормах и принципах человеческой жизнедеятельности. 3. Н.И. Кареев указывал на две основные стороны социологии: I/ социология – система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»;
• социология решает, какие методы применяются к изучению общественных явлений.
Социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией. Опирается на факты, науку. Н.И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия:
• интеллектуальная (ум);
• эмоциональная (чувства);
• волевая.
В общественной деятельности людей эти стороны одинаково важны.
Социологическая мысль в России конца XIX– начала XX веков
Легальный марксизм – выражение либеральной буржуазной мысли России конца XIX– начала XX вв.
Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также Н. Бердяев и С. Булгаков в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Речь шла о:
• капиталистическом рынке;
• конкуренции;
• реорганизации производства (технической);
• реорганизации классов (буржуазии и рабочего класса) и их роли в обществе.
«Легальные марксисты» придерживались позиций буржуазного эволюционизма: совершенствование капитализма путем социальных преобразований.
Компромисс – универсальная форма разрешения противоречий между классами, политическими партиями. «Развитие демократии есть высшая школа компромисса» (П. Струве).
Классы в представлении Туган-Барановского – понятие, применимое лишь в сфере экономики. Отвергал марксистское учение о классовой борьбе, определяющей потребности и интересы людей. По его мнению, социалистическое общество, его хозяйство не лишится стихийно регулируемого рынка.
В работах Струве и Туган-Барановского фактический материал обобщался и анализировался на основе марксистской методологии. Авторы обосновывали свои философско-социологические взгляды с помощью неокантианства:
• основополагающее и руководящее начало в жизни людей – «надисторические» духовные ценности (прежде всего моральные);
• прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества.
Воззрения М.М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта. Социология, по мнению Ковалевского, – наука об организации и эволюции человеческого общества.
Эволюционистская концепция Ковалевского:
• закономерный характер развития общества; «/ поступательность исторического процесса;
• социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).
Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.
Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского: факторам общественного развития (экономическим, политическим и т.д.) не придается постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.
Проявление плюрализма Ковалевского – положительное отношение ко многим школам и направлениям: позитивизму О. Конта, историко-сравнительному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.
Теория общественного прогресса («ядро социологии Ковалевского»):
• основной закон социологии – закон прогресса;
• задача социолога – раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;
• «все народы участвуют в мировом прогрессе», который приведет их к объединению в «мировое солидарное общество».
Современная западная социология. Неопозитивизм
Современный этап развития социологии (с 50-х годов) знаменуется созданием академической социологии. Она ориентирована на решение познавательных и практических проблем и опирается на эмпирические факты.
Современная социология представлена множеством школ и течений. Один из вариантов классификации современных течений в социологии предложил П. Моисон. Он выделил четыре подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества: I/ примат общества по отношению к индивиду;
• основное внимание уделяется личности;
• равное внимание индивиду и процессам общества;
• марксистский подход.
Примат общества по отношению к индивиду, сфере субъективных мотивов уделяется меньше внимания. Современные течения: школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс), теория конфликта (А. Козер, Р. Даррендорф).
Основное внимание уделяется личности: объяснительную социологическую теорию можно создать, лишь изучив внутренний мир человека. Современные направления: символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, А. Фиркандт, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).
Равное внимание индивиду и процессам общества: изучается сам механизм взаимодействия человека и общества. Современное течение: теория действия (обмена) Д. Хоманса.
Марксистский подход: схож с первым, но предполагает активное влияние социологии на преобразование мира.
Неопозитивизм – одно из самых популярных течений в современной западной социологии. Это не единая школа, а ориентация. Принципы неопозитивизма: