Смекни!
smekni.com

Социология как наука (стр. 5 из 8)

Итак, в современной социологии, согласно Дж.Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, которые различаются в зависимости от того, как теоретики понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э.Дюркгейма. В ее рамках выделяются два противоположных теоретических направления – функционализм и теории конфликта. К данному направлению принадлежат такие известные социологи, как П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций возникла благодаря работам М.Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людей социальных фактов. К данной парадигме относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология (А.Шюц, Г.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман).

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б.Скиннер, второй – Дж.Хоманс.В данной парадигме поведение человека понимается как соответствующая реакция на определенные внешние стимулы. Особое внимание уделяется проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения З.Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Наиболее известные представители – неофрейдисты Э.Фромм и Д.Рисмен, фрейдомарксисты Г.Маркузе и Ф.Райх.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. Главное внимание уделяется социальным структурам, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

В российской литературе представлены практически все названные парадигмы. Социология в нашей стране развивается в основном за счет восприятия западных социологических концепций.

В условиях разрастания капитализма в мировую систему, глобализации многих социальных отношений социология может изучать перемены в современном обществе, только используя множество подходов, созданных на основе взаимосвязанных теорий других дисциплин в рамках общественных наук.

1.1.5. История российской социологии в XIX - XX вв.

Социология в Россию пришла в XIX в. из Западной Европы, но к 20-м годам ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.

Начало российской социологии приходится на 60-е годы XIX в. И в России и на Западе социология была востребована буржуазным обновлением общества, борьбой с остатками феодализма — самодержавием, сословными привилегиями дворянства и т. д. Большая часть социологов придерживалась мелкобуржуазных и либеральных убеждений, как и их западные коллеги.

К началу ХХ века сформировалась неопозитивистская школа с опорой на конкретные социологические исследования и бихевиористскую методологию, которая строилась на утверждении главным предметом исследования социального поведения, определяемого стимулами среды. К бихевиористам в российской социологии принадлежал П. А. Сорокин, разработавший несколько важных социологических концепций: социальной стратификации, социальной мобильности, культурной типологии и т. п.

К особенностям русской социологической мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.

К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести основателей субъективной социологии Л. Лаврова и Н. М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной движущей силой и мерилом прогресса объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т. п. Методология субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.

Крупным ученым социологом был М. М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов поступательного движения общественной жизни.

В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и ортодоксальными марксистами (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.

С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Н. Бухарин полагал, что наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А. К. Гастев), социологии искусства (Е. Н. Анциферов) и т. д. Проводились практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика.

Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение идеологического и политического контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И. В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию — за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология".

Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, А. Г. Харчев, В. А. Ядов, Т. И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась — в интересах коммунистической партии — тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе.

Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина

Основные понятия

Общество, социология, личность, фундаментальный и эмпирический уровни социологического знания, теории среднего уровня, функция, методы, наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервью, анализ документов.

Словарь

1. Макросоциология (фундаментальный уровень социологического знания) — область социологического знания, связанная с изучением крупных социальных структур.

2. Микросоциология (эмпирический уровень социологического знания) — область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.

3. Теория — утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных положений и гипотез.

4. Общество — объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную идентичность.

5. Личность — социальная сущность человека, субъект и продукт социальных отношений.

6. Операционализация - процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины (пример: абстрактное понятие «социальный класс» преобразуется в термины «род занятости», «доходы», «образ жизни»).

7. Выборка – отбор индивидуумов из более широкой совокупности (генеральной совокупности), предназначенный для отражения характеристик этой совокупности во всех существенных отношениях.

8. Респондент – лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.

9. Инструментарий – определенный набор методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и т.д.).