Комплекс неполноценности - это особая форма мироощущения и поведения отдельных индивидов: «...комплекс неполноценности - результат преувеличенного чувства неполноценности».
Для личности, страдающей от ощущения своей неполноценности, характерно то, что эта личность на начальных этапах своей жизни:
- плохо адаптируется,
- социально неприспособлена,
- неуверена в себе,
- неуверена в своих действиях,
- склонна винить в своих неудачах других.
Адлер утверждает: «преступники, например, всегда винят других и при этом оправдывают себя».
Парадоксальность этого феномена заключается в том, что «комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства».
Такое противоестественное превращение одного комплекса в другой особенно характерно для людей с порочными наклонностями, такими как
- жесткость,
- злоба,
- агрессивность.
Чувство протеста, стремление избавиться от своей неполноценности толкает некоторых индивидов на антисоциальные поступки и преступления.
В ходе этого процесса «установки и цели, бывшие социальными, превращаются в антисоцильные».
Социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением стать сильным, превосходить других, любой ценой самоутвердиться.
Главным источником поведенческой мотивации становится инстинкт превосходства и стремление возвыситься над другими.
Комплекс превосходства – это своеобразная компенсация того чувства неполноценности, которое у индивида было подавляющим в его детские годы.
Чем больше индивид был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.
Если сравнить идеи Фрейда и Адлера, то видно, что они расходились в понимании первопричины поведения.
Фрейд считал, что это - влечение к противоположному полу.
Адлер полагал, что это - жажда власти.
Рассматриваемое направление развивал американский психолог Джон Доллард.
Доллард считал, что агрессия возникает не только на базе природного инстинкта самосохранения.
Чаще всего на основе фрустрации, которая возникает в процессе межличностного общения.
Фрустрация - это то внутреннее психологическое напряжение.
Оно складывается при неудачной попытке реализовать свои желания и стремления.
Фрустрацию - это как невозможность удовлетворить свое желание, барьер, возникающий на пути удовлетворения желания.
Внешние обстоятельства блокируют внутренние устремления человека, мешают ему осуществить свое желание.
Фрустрация - это реакция человека на невозможность реализовать свою цель, свое желание.
Фрустрация - это неудовлетворенность желаний.
Фрустрация - это своеобразное крушение надежд, психологический стресс, психологический срыв.
Результатом фрустрации может быть:
- чувство злобы,
- аккумуляция предельной напряженности,
- аккумуляция предельной агрессивности («паровой котел»).
Это эмоциональное состояние может вылиться в преступные действия.
Разрядка фрустрационной напряженности может быть перенесена на случайных лиц.
Результатом фрустрации может быть не только злость и агрессивность.
Это может быть:
- депрессия,
- ощущение безысходности,
- упадок сил,
- уход в мир грез и фантазий,
- алкоголизм,
- употребление наркотиков,
- самоубийство.
Отметим, что и антропологический, и психологический подходы к анализу криминальной личности имеют свою «ограниченность».
Они слабо соотносят внутренние побудительные мотивы действий криминальной личности с социальными факторами, с самым широким кругом потребностей и ориентацией личности.
Социологическое направление в анализе преступной личности стало развиваться в конце XIX в.
У его истоков стоял основатель социальной статистики бельгиец Адольф Кетле[1] и французский социолог и криминалист Габриель Тард[2].
Они основную причину преступного поведения видели в социальных, общественных факторах, в условиях жизни людей.
Из современных мыслителей следует в первую очередь назвать Эриха Фромма[3].
Э. Фромм в своей работе «Душа человека. Ее способность к добру и злу» (1964) дает четкую классификацию типов человеческого насилия:
1) реактивное насилие;
2) фрустрация как тип реактивного насилия;
3) зависть и ревность;
4) насилие из мести;
5) компенсаторное насилие;
6) садизм;
7) архаическая жажда крови.
Каждая форма насилия - результат установок, направленности личности, социальной «программы», которая определяет внутренний, духовный мир конкретной личности.
Сама направленность является следствием социализации этой личности и следствием жизненных обстоятельств.
Остановимся на некоторых из указанных типов.
1. Реактивное насилие
Это насилие, которое проявляется при защите:
- жизни,
- свободы,
- достоинства,
- собственного или чужого имущества.
Целью данного типа насилия является сохранение, а не разрушение.
Этот тип насилия проявляется рефлекторно, инстинктивно, из чувства самосохранения.
2. Насилие из мести
Этот тип насилия связан с проблемой кровной мести.
Но это может быть и частный случай преступного поведения.
Потребность мстить обнаруживается у примитивных, ущербных людей.
Для них месть - единственное средство компенсации оскорбленного чувства собственного достоинства или какой-либо потери.
Ситуация усугубляется, если обида или потеря нанесены глубоко ущербной личности.
«Слабак или калека не имеет другой возможности восстановить разрушенное самоуважение, кроме как отомстить». «Зрелый, продуктивный человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести».
3. Компенсаторное насилие
Природа наделила человека базовой потребностью тратиться свои физические и эмоциональные силы.
Но в силу различных причин:
- некоммуникабельности,
- плохой адаптации,
- робости,
- комплекса неполноценности
некоторые индивиды не в состоянии самореализоваться.
У них происходит деформация ценностных ориентацией.
Крайней формой деформации внутреннего мира является формирование установки «мстить жизни за то, что она его обидела».
Озлобленность порой материализуется в делинквентное поведение.
Э. Фромм говорит: «Компенсаторное насилие является результатом непрожитой, искалеченной жизни».
Компенсаторное насилие не является типичным.
Истоки и мотивы делинквентного поведения детерминируются единством социального и личностного, индивидуального.
- не самой личностью,
- не самими внешними обстоятельствами,
- а их взаимодействием.
Нельзя ставить вопрос, что здесь главное: личность или обстоятельства?
Социологическое исследование истоков и мотивов преступности характеризуется анализом одновременно двух факторов:
- личностного, т. е. индивидуального,
- и социального, т.е. ситуационного.
Определяющим в индивидуальном факторе являются установки, направленность личности, ее ценностные ориентации.
Эта «направленность» личности зависит от:
1) происхождения личности;
2) воспитания личности;
3) окружающей среды;
4) уровня образования;
5) профессии;
6) возраста, пола, физических свойств;
7) наследственности (дискуссионный моментом после работ Ломброзо).
В социальном факторе важным являются социальные условия конкретной личности.
Способствуют ли они удовлетворению ее базовых потребностей или нет.
Социальные условия, которые не позволяют нормальным, законным путем реализовать свои потребности это:
1) низкое социальное положение;
2) низкий уровень жизни;
3) безработица;
4) плохие жилищные условия;
5) миграция;
6) урбанизация;
7) потребление алкоголя;
8) проституция.
Помимо двух основных факторов, влияющих на преступность, - личностного (индивидуального) и социального, выделяется еще третья группа факторов.
Это так называемые физические факторы:
1) климат, температура;
2) время года.
Классик современной американской социологии Роберт Мертон разработал теорию о типах личности.
Она дает четкое понимание
- процессов адаптации людей в обществе,
- понимание линии поведения индивидов,
- истоков конфликтов личности с обществом,
- истоков преступного поведения.
Мертон рассматривал типы поведенческой реакции.
Эта реакция проявляется когда индивид осваивает социальный опыт, приспосабливается к системе социальных ценностей и норм поведения.
Мертон выделяет пять типов приспособления.
Они зависят от того, что индивид «принимает» и что «отвергает» из социальных координат.
Первый тип.
Конформистская личность (от англ, conform - согласовывать).
Этот тип, приспосабливаясь адаптируясь в обществе, принимает безоговорочно:
- образцы духовных, культурных целей, норм, стандартов,
- средства достижения господствующих целей.
Здесь мы можем говорить о так называемом «адаптированном» человеке.
Второй тип.
Инновационная личность (от лат. innovatio - обновление, нововведение).
Этот тип, адаптируясь в обществе, принимает господствующие цели, но отрицает традиционные пути и средства достижения целей.
Такой индивид готов рисковать, нарушать сложившиеся устои, общественный порядок ради своих целей.
Третий тип.
Ритуалистская личность (от лат. ritualis - обрядовый).
Ритуалисты отвергают господствующие цели.
Однако они стараются соблюдать нормы поведения, установленные обычаи, соблюдают «правила игры».