Индивид, индивидуальность, личность, человек, самость, статус, роль, имидж, ролевой конфликт, рационализация, разделение, регулирование ролей.
Самость — в символическом интеракционизме — реакция личности на воздействие других людей и общества в целом, осмысление своего положения.
Статус — 1.Устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами, обязанностями. 2. Соотносительное положение личности в обществе.
Роль — Поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус.
Имидж — облик, который, по мнению общества, характерен для носителя того или иного статуса.
Ролевой конфликт — несовместимость ролевых обязанностей личности.
Рационализация — способ решения ролевого конфликта путем бессознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли.
Разделение ролей — снятие ролевого напряжения путем неосознанного временного исключения из жизни одной из ролей.
Регулирование ролей — осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.
"Личность" как понятие неразрывно связана с человеком. Однако человек может и не быть личностью. Возможно ли это?
Разберемся с основными понятиями.
Человек — психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество.
Индивид — отдельный, обособленный представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент, фермер, инженер.
Индивидуальность — неповторимость, уникальность каждого индивида. Обусловлено биологической наследственностью и особым жизненным опытом.
Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений. Только что родившийся ребенок – не личность. Он – индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой ребенок взаимодействует.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру.
В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.
Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
2. Способности к творчеству, знания, навыки;
3. Степень овладения культурными ценностями общества;
4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни.
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Вот почему социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.
Социология, типологизируя личность, пытается определить некий тип абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данного общества или группы. Согласно представлениям известного социального антрополога Р.Линтона, в любом обществе выделяются два основных типа личности — нормативная — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры; модальная — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем более нестабильным становится общество (например, в условиях кризиса), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Модальный тип личности является предметом исследования многих ученых, которые, в свою очередь, создают его классификацию. Так, Е. А. Ануфриев полагает, что в российском обществе, где происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры, можно выделить пока как модальный, только торговый тип личности и мафиозный, широкое распространение которого приведет в конце концов к самым тяжким последствиям для России.
Американский социолог Р. Дарендорф создал на основе термина Аристотеля "homo politicus" довольно интересную типологию личности. Он полагает, что для традиционного общества (первобытного, рабовладельческого, феодального) характерен тип homo faber — человек трудящийся — крестьянин, воин, политик; для современного западного общества — homo consumer — человек - потребитель, человек массы; в будущем с развитием науки, образования, техники разовьется homo universalis — человек, способный заниматься разными видами деятельности; ну а для общества бывших социалистических стран характерен homo soveticus — человек, зависящий от государства.
Существует великое множество теорий личности. Среди них можно выделить два наиболее распространенных подхода — социально-психологический и функциональный.
Основателем социально-психологического направления в изучении личности считают З. Фрейда. Фрейд был убежден, что личность постоянно находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно его теории, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Он выделял в психике личности три уровня — Оно, Я, Сверх-Я.
«Оно»— является источником энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает человека есть, заниматься сексом, отправлять естественные потребности организма.
«Я»— помогает «Оно» ориентироваться, регулируя выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с «Оно». Действует по принципу реальности. Например, «Оно» ощущает голод, «Я» запрещает ему есть шариковые ручки, бумагу, тряпки и т. д.
«Сверх-Я» — идеализированный родитель, регулирующий поведение личности и стремящийся усовершенствовать его в соответствии со стандартами социальной группы и всего общества.
По Фрейду, становление структуры психики личности происходит постепенно. Так, новорожденный ребенок — это «Оно», не умеющее определить свои потребности и удовлетворить их. Хочет ли он есть, пить, ощущает ли он неудобства — все обозначается одинаково — криком. С его развитием под руководством родителей формируется «Я»— на основе принципа реальности с ограничением «Оно», чувства ответственности за поступки и т. д. В период детства родители выступают в роли «Супер-Я», наказывая или поощряя ребенка за его поведение. По мере взросления личности, в его психике оформляется уровень «Супер-Я», который руководит ею всю оставшуюся жизнь.
Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а затем и «Супер-Я». Первая называется оральной стадией: рот у младенца – главная эрогенная зона. Вся энергия малыша направлена на получение удовлетворения через процессы приема пищи и сосания. Вторую стадию Фрейд назвал анальной. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции. Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период начинают проявляться различия мальчиков и девочек, Эдипов комплекс - у первых и комплекс неполноценности – у вторых. Четвертая стадия – генитальная (юность). Главным источником удовольствия в этот период становится половое сношение с представителем противоположного пола.
Концепция З. Фрейда, наряду с идеями М. Вебера, легла в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, так называемой теории «Зеркального Я».
Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов:
1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие;
2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас;
3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Пример из жизни: Вы идете по улице, и все встречные прохожие пристально Вас разглядывают. Ваша ответная реакция — Вы расшифровываете это внимание как осуждение и насмешку и бежите к первому попавшемуся зеркалу проверить, что же у Вас не в порядке — одежда, прическа или внешность?
Процесс зеркального отражения собственного «Я» является субъективным процессом и необязательно соответствует объективной реальности. Этот процесс также не подразумевает, что наше представление о самих себе радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком и новой ситуацией. В таком случае формируется относительно кратковременные внутренние собственные образы – само-имиджи. Наряду с ними в сознании существует представление о себе – вневременное ощущение самого себя – « истинное Я», которое само-имиджи, накапливающиеся со временем, могут только корректировать.