Смекни!
smekni.com

Социология личности - историческое развитие и актуальные проблемы (стр. 5 из 5)

Основной целью социологического исследования, проведенного в ноябре 1999 г. в школах и училищах Екатеринбурга, было выявление преобладающих форм и субъектов насилия[1]по отношению к подросткам, а также определение катализирующих его факторов. В качестве объекта анализа рассматривалась группа подростков от 14 до 16 лет. Сбор информации осуществлялся методами анкетирования и нарративного интервью.

Для проведения анкетирования была использована многоступенчатая выборка с применением на первой ступени кластерной выборки. Были отобраны учебные заведения Екатеринбурга, находящиеся в "опасных" районах в Непосредственной близости от вокзалов, парков и лесопарков и т.д. Опрашивались учащиеся профессионального училища, школ и гимназий города. Внутри кластеров отбор стратифицировался. В каждом кластере опрашивалось по 100 респондентов.

Генеральная совокупность насчитывает 80000 человек. Объем выборочной совокупности составил 500 человек, что достаточно для получения репрезентативных данных, учитывая однородность генеральной совокупности и небольшой вариационный размах.

Нарративные интервью были проведены с респондентами, попавшими в выборочную совокупность. Концептуализация данных, полученных в ходе нарративных интервью, осуществлялась на основе интеракционного построения мини-теорий в процессе сбора и анализа эмпирических данных.

Среди опрошенных нами подростков юноши составляют 46,8%, девушки 53,2%. По возрастным характеристикам респонденты распределились следующим образом: 14 лет - 23%, 15 лет - 54,4%, 16 лет - 22,6%. Преобладание в выборке пятнадцатилетних объясняется тем, что в этой группе представлены наиболее типичные черты образа жизни подростков. 80% респондентов обучаются в общеобразовательных школах, 20% - в училищах. 74,2% опрошенных подростков живут в полных семьях, без отца воспитываются 21,0%, без матери -4,8%. Большинство учатся на "4" и "3" - 48,3%, на "4" и "5" учатся 27,7%, на "4" - 14,5%, на "3" - 7,3%, на "5" - 2,2%.

Материальное положение своей семьи подростки оценили следующим образом: "Живем достаточно сносно, можем покупать предметы длительного пользования" - 34%. "Денег хватает на самое необходимое" - 33,2%. "Не испытываем никаких материальных затруднений" - 24,5%, "Денег хватает только на продукты питания" — 6,3%, "Денег все время не хватает, иногда даже нечего поесть" - 2%. У 3,8% респондентов родители безработные. Можно сделать вывод, что большинство опрошенных нами подростков достаточно благополучны в материальном плане.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о широком характере насилия в подростковой среде. Среди видов насилия доминируют словесные оскорбления, с ними сталкивается большинство опрошенных - 73,8%. Однако, можно считать, что этот процент занижен, поскольку для большей части респондентов вербальная агрессия стала привычной частью их повседневной жизни. Подростки часто вообще не рассматривают оскорбления как вид насильственных действий. Это видно из сравнения эмоциональных переживаний потерпевших: "боль" и "унижения" доминируют в интервью у переживших физическое, сексуальное, экономическое и моральное насилие, а подвергшиеся вербальной агрессии не придают случившемуся с ними особого значения. Вербальное насилие часто выступает своеобразной прелюдией, первой стадией в развитии более серьезного конфликта: "Они кричат: "Эй ты,...! Быстро пошел сюда и дал нам закурить!" Брат отвечает: "Сам... Тебе надо, ты и подойди". Один к нему подбегает: "Ну ты, разговорчивый, тебя как зовут?" -"Руслан". - "А, да ты еще и татарин!" Он ударил моего брата по голове...".

На втором месте - физическое насилие, которому подвергался каждый третий подросток. На третьем и четвертом - ущемление гражданских прав и кража имущества (по 23,8%).

Нашла подтверждение гипотеза о зависимости применяемых видов насилия от пола респондентов. Девушки чаще подвергаются сексуальному насилию, юноши - вымогательству и физическому насилию.

Отдельной задачей исследования было выяснение факторов, детерминирующих насильственные действия. Полученные данные позволяют сделать вывод, что внешний мир воспринимается подростками как некая агрессивная среда. 57,7% опрошенных считают наркотическую зависимость причиной, толкающей людей к насилию. Здесь можно говорить об экономических причинах - многим наркоманам трудно найти иной способ заработать: "У меня знакомый есть, который все из дома вынес. Его один наркоман доставал...".

57,1% респондентов полагают, что агрессивное поведение провоцирует алкоголь: "Мы ехали с другом на машине. Поддатые были немного. Останавливает нас милицейская машина. Подбегают несколько человек. Выволокли нас из машины. Избили. Пьяные они были - это я еще успел заметить, но не знаю, подозревали они нас в чем или так разминались...".

Почти половина (47,2%) ответивших называют основной причиной насилия корыстные побуждения агрессора. Высокую степень распространенности такого мнения в среде молодежи можно объяснить тем, что подростки слабее других социальных групп защищены от посягательства на свое имущество.

41,9% подростков отметили в качестве причины насилия желание одних людей добиться власти над другими. Власть рассматривается в этом случае как тип отношений между людьми, основанный на господстве и подчинении. Подростки напрямую связывают власть и насилие, считая насилие легитимным элементом механизма власти, который позволяет закрепить за собой определенный властный статус: "Надо уметь мстить. Тогда и уважать будут, и бояться. А когда мстишь — развиваешь свои способности лидера. Можно отметить и обратную связь - статутное превосходство провоцирует насилие: "Она [учительница] посоветовала нам впредь руководствоваться двумя правилами. Первое: учитель всегда прав. Второе, как учитель захочет, так и будет".

Каждый третий опрошенный ответил, что насилие возникает в, ответ на насилие. На мой взгляд, это не только попытка объяснения респондентами данного явления, но и своеобразная жизненная позиция. Вот пример, взятый из одного нарративного интервью: "Мы шли после тренировки. К моему брату подошел пьяный человек (я шел с другими ребятами сзади). Когда я это увидел, я догнал брата, оказалось, что мужик вымогал у него деньги. Когда я сказал этому человеку, чтобы он оставил моего брата в покое, он хотел меня ударить, но промахнулся. А нас было, не считая моего брата, пять человек, в возрасте тринадцати лет, и мы просто побили его, чтобы он понял. Итак, подростковая агрессивность становится "средством выживания" в агрессивной социальной среде, механизмом самозащиты личности в ответ на насилие, оскорбления со стороны окружающих.

Исходя из этого, можно предположить, что агрессия как социальный феномен становится сегодня одним из факторов социализации, позволяющих личности усваивать ценности и образцы поведения, необходимые порой для успешного функционирования в условиях современного российского общества.


[1] Под насилием мы понимаем применение индивидом или* социальной группой различных форм принуждения в отношении других индивидов, социальных групп с целью реализации определенных потребностей.