Смекни!
smekni.com

Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности (стр. 3 из 3)

Во-вторых, она изучает главные формы совместной человеческой деятельности и поведения, иными словами – характер взаимоотношения людей и социальные процессы. Ниже мы увидим, что поведение людей не случайно, а закономерно. Оно определяется рядом сил и условий, которые побуждают людей делать одно и не делать другое. В этой части социология исследует те силы, которые определяют собой наше поведение и ход общественно-исторических событий. Для познания любой машины важно знать не только ее строение, но и то, как эта машина работает, какова она в действии и какие силы толкают ее на работу. Если мы не будем знать, как работает паровоз, если нам будет неизвестно, что эта машина приводится в действие паром, то наше знание паровоза будет неполным. То же применимо и к обществу. Мало знать, из каких людей оно составляется; мало знать, на какие слои оно распадается; важно еще знать, как внутри общества люди ведут себя, какие взаимоотношения существуют между ними, как из поступков отдельных людей создаются огромные общественно-исторические процессы и какие силы управляют поведением человека, а тем самым и общественными движениями. Таким путем мы познаем жизнь общественной группы. Изучение общественных сил и процессов составит вторую часть социологии.

В-третьих, социология изучает общество с точки зрения его развития. В мире все изменяется с ходом времени. Зерно становится растением, растение созревает, живет и умирает. Дитя становится юношей, юноша взрослым, взрослый стариком. Одни нравы и обычаи сменяются другими, другие – третьими. Тысячу лет тому назад люди жили не так, как живут теперь, через сотни лет они будут жить иначе, чем живут в наше время. Для того чтобы хорошо знать любую вещь, важно знать не только ее строение, ее действия или движения, но и то, как эта вещь возникла, как она изменялась, как она развивалась. То же применимо и к обществу. Для полного понимания общества важно знать не только его строение и жизнь, но и его историю: как оно возникло, как изменялось, как развивалось. Только в этом случае наше знание общества и общественной жизни будет полным. Изучение развития общественной жизни составит третью часть социологии.

Таким образом, социология изучает общество с трех главных точек зрения; с точки зрения: 1) его строения и состава, 2) с точки зрения данных в нем. процессов или его жизнедеятельности; 3) с точки зрения происхождения и развития общества и общественной жизни. Строение, жизнь, происхождение и развитие общества – таковы основные задачи изучения социологии. Согласно со сказанным выше, познание этих фактов является тем самым познанием жизни, поведения и деятельности отдельных людей.

3. Структура социологического знания

Вся социология делится им на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

1) «…на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения». Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения»;

2) «…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Она делится на 3 части:

«…1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов…

2 часть… ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы…

3 часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти…

Эти три части «Социальной механики» исчерпывают «физиологию общества», т.е. учение о социальных процессах».

3)»… на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений» «…ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса).

Практическая социология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни… для наилучшего использования социально-психической энергии».

4. Социологический анализ

Основа социологического анализа – социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие возможно: 1. при наличии 2-х или более индивидов; 2. наличие актов, через которые происходят взаимные переживания и поступки. Акты представляют собой реализацию психической энергии и являются, в тоже время, раздражителями. Акты – раздражители делятся на акты терпения-воздержания, продолжительного и мгновенного действия, интенсивные-слабые, сознательные-бессознательные; 3. наличие проводников (передача реакции от одного индивида к другому через язык, письменность). Соединение этих 3-х факторов образует социальную систему. Особое внимание он акцентирует на роли потребностей как мотива поведения.

Сорокин классифицирует взаимодействие по различным основаниям. В зависимости от первого структурного компонента взаимодействие делится на: взаимодействие между 2-мя индивидами; между одним и многими; между многими и многими. В зависимости от природы акта взаимодействия между: односторонними и двусторонними; длительными и временными; антагонистическим и солидарным; шаблонным и нешаблонным; сознательным и бессознательным. В зависимости от проводника – звуковым, светоцветовым, тепловым и т.д.

Связь между структурными компонентами взаимодействия образует коллективное единство – однорасовые, однополые, одновозрастные единства, пассивные и активные, связанные звуками. Он выделял 3 уровня взаимодействия:

1. Межиндивидуальные отношения;

2. Комбинация элементарным групп;

3. Отношения между кумулятивными группами (классы, нации, элита).

Индивид оказывается членом множества групп, которые могут быть закрытыми, открытыми и полузакрытыми. Общество не может существовать без неравенства. Равенство это миф.


Заключение

Сорокин не только надолго сохранит это видение структуры социологического знания, но также использует многие версии и наметки двухтомника «Системы социологии» в своих работах американского периода. Интересен в этом смысле комментарий В.В. Сапова: «Система социологии» по замыслу автора должна была состоять «по меньшей мере», из восьми томов, из них опубликованы два тома». Структура социологического знания, в книге, безусловно, есть, но вот структуру труда, состоящего из 8 томов, с распределением информационных блоков по каждому тому, здесь не имеется. Если следовать логике Сорокина, который посвятил «первых тома двум подотделам социальной аналитики, то можно предположить, что на социальную механику предполагалось написать 3 тома (по каждой из перечисленных выше частей), на социальную генетику, видимо, отводилось 2 тома, потому как круг поднимаемых вопросов, которые призвана решать, по Сорокину, социальная генетика, очень широк, а этого автора отличает подробное и обстоятельное изложение материала и 8 том, вероятно, планировался для изложения «рецептов» «социальной политики». Подтверждения этой моей гипотезе найти не удалось.

Интерес представляют дальнейшие выводы В.В. Сапова: «Основные идеи третьего тома «Системы социологии» изложены П.А. Сорокиным в «Общедоступном учебнике социологии». Как сильно «разросшиеся» части третьего тома можно рассматривать книги Сорокина «Голод как фактор» (Пг., 1921 г., сохранилось 17 печатных листов этого уничтоженного советской цензурой труда) и «TheSociologyofRevolution» (1925). И еще две книги можно рассматривать как продолжение «Системы социологии»: «SocialMobility» (1927), и «ContemporerySociologicalTheory» (1928), и, тем не менее, задуманный Сорокиным грандиозный «синтез» не был завершен. В конце 20-х годов произошла идейная переориентация Сорокина. Свои прежние воззрения он отнес теперь к умеренной форме «русского бихевиоризма» (RussionSociologyin 20 Century, 1927). Это и явилось основной причиной, в силу которой «Система социологии» в целом не была завершена».

Список используемой литературы

1. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993.

2. Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №4.

3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994.