Смекни!
smekni.com

Социология предпринимательства (стр. 3 из 5)

1) владение или распоряжение капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность

4) ответственность;

5) способность и готовность к риску;

6) нацеленность на инновацию;

7) предпринимательский дух;

8) свобода предпринимательства;

9) неудержимое стремление к прибыли.


Внешняя среда и стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности

Благоприятными характеристиками внешней среды, способствующими возникновению стимулов к предпринимательской деятельности, являются рост платежеспособного спроса и емкости национального рынка, политическая стабилизация, некоторые положительные изменения в налоговой системе и законодательной базе, развитие инфраструктуры, деятельность властей и некоммерческого сектора по развитию малого бизнеса. Факторами привлекательности для зарубежных предпринимателей, осуществления инвестиций также являются темпы роста экономики, геополитическая значимость, богатейшие природные ресурсы, наличие достаточно квалифицированной и дешевой рабочей силы, повышение качества корпоративного управления, развитая сеть транспорта и телекоммуникаций.

Неблагоприятные условия внешней среды формируют основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели. Результаты опроса, проведенного Всероссийским центром исследований общественного мнения в 2005 г. в 80 субъектах РФ, показали, что наибольшие трудности в работе предпринимателей вызывают ситуация с судебно-правовой защитой (лишь в 7 из 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную) и доступом к производственным площадям. Так, лишь 0,7% российских предпринимателей полностью уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, что эти шансы минимальны или их нет вовсе [2]. Существенную озабоченность респондентов вызывают состояние конкурентной среды и уровень безопасности бизнеса. Речь идет о преференциях со стороны региональных властей определенным компаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса.

В целом, к основным рискам осуществления предпринимательской деятельности в России можно отнести: бюрократию и коррупцию, неэтичную конкуренцию, риск потери собственности, непрозрачность финансов и риск изменения законодательства [3]. Либерализация хозяйственной деятельности, интеграция в международное экономическое сообщество принесли России, кроме выгод, угрозу экономической безопасности страны от усиления криминализации хозяйственной деятельности, росту которой способствует распространение незаконного предпринимательства на внутреннем рынке и во внешнеэкономической деятельности. По различным оценкам, теневой сектор российской экономики рос на протяжении всех 1990-х, и в настоящее время достигает 40—50% ВВП [4]. В России существуют многочисленные возможности для злоупотреблений в таких областях, как сложные налоговые и таможенные системы, механизмы контроля над капиталом, управление государственным имуществом, включая приватизацию.


Предприниматель как продукт национальной экономической культуры

Наряду с экзогенными факторами, определяющими стимулы к осуществлению хозяйственной деятельности, на экономическое поведение предпринимателей, формирование его мотивов влияют эндогенные факторы — сложившиеся стереотипы мышления, ценностные установки, нормы морали. Все эти регуляторы экономического поведения, ориентирующие рыночных агентов на те или иные формы активности и играющие роль социальной памяти экономического развития, представляют собой элементы национальной культуры.

Экономическое поведение предпринимателей в России никогда не будет идентичным таковому у западного человека. Рационализм экономического поведения в западноевропейском варианте тождествен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного сопоставления дохода и издержек, оценки рисков, что выступает нормой поведения. В России в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер, и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российского человека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим выбором.

Если западная культура — это культура разума, то русская — культура сердца. Русскими философами отмечались такие национальные характеристики, как иррациональность, общинность, слабая самодисциплина, недостаток честности, конформизм (Бердяев) [5]; церковность, соборность (Соловьев), перевес начал этических над правовыми (Флоренский) [6]. В России на протяжении столетий формировался тип экономического поведения, основанный на ценностях наиболее распространенной религии — православия (восточное крыло христианства), таких как нравственный либерализм в повседневной жизни, терпимость, бескорыстие, недоверие к богатству. Это сильно отличается от ценностей католицизма, особенно протестантизма, опирающихся на силу, корысть, имущество, дисциплину, закон [7]. Для российской экономической культуры характерны осуждение алчности, чрезмерного богатства, высокая ценность социального равенства, справедливости, уравнительности в распределении благ, что определяет не всегда положительное отношение к деятельности предпринимателей в России. Традиционно российскому обществу присущи также неразвитость правосознания, недоверие закону.

Масштабность страны, малая социальная освоенность территории определяли потребность в централизации, сильной государственной власти; богатство российской земли, ее недр, зачастую оборачивались отсутствием у многих представителей российского общества в экономическом поведении рачительности, экономности. С другой стороны, сложные природные условия делали россиянина трудолюбивым, наблюдательным, формировали находчивость, инициативу.

Неоднозначно влияние командно-административной системы, сформировавшейся и действовавшей в стране в ХХ в., на экономическое поведение россиян: получили мощный импульс традиции сильной авторитарной власти, патернализм, приоритет государственного над личным, уверенность в завтрашнем дне, а наряду с этим — социальная и духовная апатия, иждивенческие настроения, уравнительность в распределении благ. Несмотря на то, что частного предпринимательства, подобного тому, что существовало в странах с рыночной экономикой, в СССР быть не могло, фактически ряд предпринимательских функций выполняли руководители государственных предприятий, а также те, кто осуществлял хозяйственную деятельность вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления. Сформировавшиеся в тот период стереотипы поведения можно встретить и в условиях современного российского бизнеса.

На основе особенностей национальной культуры складывается особый тип российского экономического мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, неразвитость правосознания, недоверие закону [8]. Вместе с тем сегодня все большее влияние на поведение людей оказывают элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции.

В современной рыночной экономике поведение предпринимателей со знаком «плюс» подразумевает не только уважение законов и правосознание, но и следование не зафиксированным законодательно, но постоянно совершенствующимся нормам этики бизнеса. К последним можно отнести политику честности и открытости по отношению к потребителям, социальную ответственность по отношению к наемным работникам, противодействие коррупции, содействие защите окружающей среды, нравственность, благотворительность, цивилизованную конкуренцию. Все это сочетается с такими классическими чертами экономического поведения предпринимателей, как инициативность, склонность к инновационной деятельности, направленность на достижение прибыли посредством производства, реализации необходимых потребителям товаров и услуг, что связано с самостоятельностью в принятии решений и риском. Экономическое поведение предпринимателей со знаком «минус» включает в себя такие негативные черты, как крайний индивидуализм и эгоизм, жажда наживы, сопровождающаяся недобросовестным отношением к людям — потребителям, работникам, а также пренебрежением законами государства и нравственными нормами общества. Такой тип поведения встречается и в экономически развитых странах, но в большей степени характерен для стран, где рыночные отношения еще находятся в стадии формирования; к сожалению, зачастую только такое поведение (например, уход от уплаты налогов) обеспечивает предпринимателю выживание в несовершенной экономической среде. Предприниматель постоянно разрывается в поисках рационального выбора между выгодой и морально нравственными ценностями: быть законопослушным и ограничить свою финансовую свободу или скрываться от налогов; «проедать» доходы, направлять их на формирование материально-технической базы или развивать социальную инфраструктуру своего предприятия. Социальное поведение чело­века при этом может быть негативным по отношению к проводимой налоговой политике, а экономически выражаться в усилении «теневой экономики».