Перечисленным и смежным с ними проблемам были посвящены работы основателя отечественной социологии семьи А.Г. Харчева, а также А.И. Антонова, М.С. Мацковского, В.А. Борисова, Л.Е. Дарского, А.Б. Синельникова. Концепция А.Г. Харчева, полноценной альтернативы которой в отечественной социологии семьи не создано до сих пор, сформировалась под влиянием марксистско-ленинской трактовки места и роли семьи в обществе и государстве и парадигмы структурно-функционального анализа, в частности идей Т. Парсонса и Р. Мертона. Её центральный вопрос - социальные функции семьи, главными из которых являются репродуктивная и социализирующая.
С началом прямой убыли населения России в 1992 году достаточно широкую распространённость получили прикладные социолого-демографические исследования проблем, касающихся качества и эффективности реализации институтом семьи репродуктивной социальной функции; при этом количество научной литературы в этой области продолжает оставаться небольшим. В настоящее время в отечественной социологии семьи рассматривается институт семьи как подструктура воспроизводства населения, история, тенденции и перспективы его развития, демографические проблемы семьи, различные аспекты проблем разводов и депопуляции населения, демографическая ситуация, характер и направленность демографических процессов в России и ряд других проблем (в основном, в работах А.И. Антонова, В.А. Борисова, М.С. Мацковского, А.Б. Синельникова, В.Н. Архангельского, В.В. Елизарова).
В отличие от современной западной социологии семьи, в отечественной преобладает макроуровень, а одним из наиболее продуктивных подходов к предмету исследования продолжает оставаться структурно-функциональный анализ. Данная социологическая традиция берёт начало от структурно-функциональной в целом концепции А.Г. Харчева, которая получила дальнейшее развитие, прежде всего, в работах А.И. Антонова. Крупнейшим представителем другого направления в отечественной социологии семьи, уделяющего основное внимание характеру внутрисемейных отношений, выступает С.И. Голод. Достаточно подробно разработаны методы эмпирического исследования брачно-семейных и репродуктивных ценностных ориентаций и установок; наиболее значительным вкладом в этой области являются работы А.И. Антонова, М.С. Мацковского, С.И. Голода.
Достаточно давно уже поднимается проблема интеграции наук, занимающихся изучением семьи. В частности, в монографии А.Г. Харчева и М.С. Мацковского "Современная семья и её проблемы" (1982 г) впервые употребляется термин "фамилистика", определявшейся как "совокупность составляющих формирующейся науки о семье". По мнению авторов, подобная интеграция способствовала бы как повышению научного уровня исследований семьи, так и более эффективному практическому использованию научных данных. В настоящее время термин "фамилистика" всё активнее вводится в научный оборот, хотя официального признания ещё не получил: его нет в словарях по социологии и демографии. Неофициально он используется для обозначения междисциплинарной системы знаний, включающей методологические концепции, методы и результаты эмпирических исследований семьи.
Станет ли совокупность научных направлений, изучающих семью, единой наукой - вопрос сложный. Проблемой является то, что разрозненно проводимые фамилистические исследования не могут дать ответов на многие вопросы социальной практики, не обеспечивая потребность в научном прогнозировании социальных процессов, разработке стратегий и механизмов стабилизации института семьи. До самого недавнего времени это научное направление было периферийным, кроме того, исследования семьи проводятся, в основном, в рамках отдельных наук при почти полном отсутствии междисциплинарных проектов.
Основой развития комплексных фамилистических исследований является переход от систематизации научных знаний к обоснованию предмета и методологии интегративной науки о семье. Тенденция формирования самостоятельной научной отрасли, составляющей систему знаний о семье, в современной социологии семьи реализуется посредством сближения институционального и группового подходов в исследовании предмета этой науки, системного социологического анализа семьи как социокультурного феномена.
Существует две противоположные точки зрения на проблему состояния и функционирования современной семьи: так называемые парадигма модернизации и парадигма кризиса семьи. Среди учёных всех развитых стран Запада в настоящее время господствует парадигма модернизации, в рамках которой все негативные изменения современной семьи рассматриваются как временные на фоне её постоянного позитивного развития, а общество эволюционирует в направлении к всеобщему благополучию. С этой точки зрения изменения института современной семьи являются частным проявлением прогрессивного развития общества в целом. Семейная или демографическая политика редуцируется в таком понимании к планированию рождаемости на уровне отдельной семьи. Все мероприятия по укреплению семьи сводятся к повышению приспособляемости отдельных семей к быстрым социальным изменениям, т.е. по сути к снижению роли семьи как социального института в качестве препятствия "прогрессивному" процессу модернизации общества.
Парадигма модернизации характеризуется преувеличением позитивной направленности перемен в обществе. Считается, что быстрые социальные изменения требуют от индивидов, групп и институтов адекватной реакции на эти изменения, поскольку от этого зависит их приспособленность к изменившимся социальным условиям. Способность быстро приспосабливаться к изменениям в обществе это, прежде всего, - способность быстро изменяться. При этом западными учёными практически не рассматривается всерьёз возможность полного распада как семьи, так и общества в целом. В этой связи разнообразие "семейных" форм в современном обществе трактуется как своевременная реакция на изменения социальной среды, но не как признак распада семьи и, тем более, всего общества.
Семья - якобы слишком устойчивый социальный институт, но устойчивый именно в силу своей почти безграничной способности к адаптации. Таким образом, "многообразие" современных форм семьи это - показатель её прогрессивного развития, но не упадка. При этом подчёркивается равноправие всех "адаптивных" форм современной семьи, так что всевозможные околосемейные образования, включая гомосексуальные союзы, уравниваются с собственно семьями. Потребности отдельной личности или семьи приравниваются к потребностям общества либо даже ставятся выше последних, из чего следует, что потребности общества не должны удовлетворяться в ущерб потребностям отдельной семьи или личности. В частности, это касается и репродуктивной функции семьи: если существует противоречие между потребностью общества в среднем числе детей в семье и средним уровнем потребности в детях на уровне отдельной семьи, то должна быть выполнена репродуктивная индивидуальная, но не социальная функция.
В рамках парадигмы модернизации, кроме того, подразумевается разделение современных форм семьи и брака на приспособившиеся к изменениям в обществе и не приспособившиеся к таковым. Именно таким образом в развитых странах Запада ориентируется семейная политика, меры которой обращены прежде всего к семьям, не сумевшим приспособиться к изменившимся социальным условиям. Не сумевшие приспособиться к изменениям в обществе, которое развивается в направлении "всеобщего благосостояния" это, в первую очередь, - беднейшие слои населения. Одним из препятствий к достижению "благосостояния" может выступать среднедетность и многодетность, т.е. рождение в семье троих и более детей, а наименее благополучными в современном мире считаются развивающиеся страны с самой высокой рождаемостью.
Внимание западных учёных к проблеме недостаточной адаптации семей выражается, кроме того, во всё более интенсивном развитии теоретических направлений, выступающих основой для семейной терапии и психосоциальной работы с семьёй, в частности, психоанализа, социометрии и психодрамы. Сильно возросший за последние два десятилетия на Западе интерес к микросоциологическим теориям семьи во многом обусловлен также обращением западной социологии в целом к отдельной личности вместо всего общества. Одновременно с этим теряют прежнюю популярность макротеории, и прежде всего структурный функционализм, который уже давно поставлен под сомнение. Таким образом, в современной западной социологии семья исследуется преимущественно на уровне малой социальной группы, но не социального института.
В то же время при исследовании проблем семьи как социального института, и тем более, как института воспроизводства населения необходимой теоретико-методологической основой должен выступать именно структурный функционализм с его вниманием к роли социальной системы в сохранении численности населения и, соответственно, роли специфической организации, ответственной за воспроизводство поколений, т.е. семьи. Важно, что численность населения регулируется обществом не напрямую, а посредством поддержания социальной структуры, включающей подструктуру воспроизводства новых поколений - институт семьи. Противоречие между потребностью в детях личности и общества с точки зрения структурно-функционального анализа является противоречием между двумя видами социальной необходимости: в поддержании уже существующих поколений и в воспроизводстве новых.
В традиционном обществе институт семьи обеспечивал необходимый баланс между поддержкой ныне живущих членов общества и рождением новых. Однако по мере модернизации традиционного общества, усложнения социальной структуры, образования многочисленных специализированных институтов, изменения характера труда, производства и поддержания существующих членов общества изменяется и характер воспроизводства новых поколений, а институт семьи, как правило, более не компенсирует указанное противоречие. Возникающий при этом дисбаланс между потребностью в детях индивида и общества проявляется либо в резком росте численности населения, так называемом "демографическом взрыве", либо в депопуляции. И то, и другое - явления в равной степени негативные, поскольку приводят к нарушению равновесия в обществе; последствия же такого нарушения непредсказуемы. Западные социологи, демографы и др. в полной мере осознают опасность перенаселённости, но практически игнорируют последствия депопуляции населения.