Однако неправильно было бы чрезмерно преувеличивать различие между философией и социологией, отрывать одну от другой. Особенно это касается отношения между социальной философией и общей социологией. Что собой представляют та и другая?
Понятие "социальная философия" употребляется в двух смыслах. Во-первых, таким образом, характеризуют взгляды любого философа относительно общества, места человека в нем, природы тех или иных общественных явлений. Во-вторых, "социальной философией" именуют относительно самостоятельные концепции, которые свидетельствуют о выделении общественных теорий из философии, о том, что происходит процесс формирования особой общественной науки со своим предметом исследования.
Что касается "общей социологии", то понимание ее специфики предполагает признание социологии как определенной системы взглядов. В социологии наряду с общесоциологическими теориями и представлениями имеются специально-социологические теории и суждения ("специальные" или "частные социологии"), а также эмпирические данные.
Социологическую систему взглядов рассматривают и как совокупность представлений различного уровня (имеются в виду уровни абстрактности): высшего (общая социология), среднего (специальные, частные социологии, например, социология города, социология молодежи, социология средств массовой коммуникации и др.) и конкретного (низшего) уровня. При этом отнесение к "низшему" уровню не означает того, что он неполноценен и несовершенен в сравнении с другими. Просто-напросто это уровень непосредственного соприкосновения социологического знания с действительностью.
Все эти "этажи" (уровни) социологического знания "выстроились" не сразу, а постепенно в процессе эволюции общественной мысли, под влиянием различных общественных факторов. Полезно, однако, учитывать следующие обстоятельства: во-первых, процесс строительства социологического знания проходил необычно (с точки зрения расхожего понимания строительства здания) — он начинался с верхнего этажа, с создания общесоциологических теорий, которые были непосредственно переплетены с социально-философскими представлениями. И именно в концепциях основоположников и отцов социологии, работы которых относятся к "социологической классике, — Конта, Спенсера, Маркса, Зиммеля, Вебера, Дюркгейма, — это выражено наиболее определенно. Во-вторых, процесс выделения социологии в самостоятельную область знания, а точнее в самостоятельную область научного знания происходил постепенно, начиная с середины XIX века и кончая первой четвертью XX века. В течение всего этого периода не только происходила спецификация социологического знания, но и достраивались нижние его этажи. Взаимоотношение философии и социологии на разных этапах становления и развития последней было различным. Это различие обусловлено и особенностью философских направлений, и спецификой социологии, тем обликом, который она принимала в тот либо иной период времени. Так, "сциентистская" (признающая только "строго научный" подход к общественным явлениям) социология была с самого начала тесно связана с позитивизмом в философии. Интересно то, что сами представители позитивизма, как и представители современной так называемой "аналитической философии" (термин, используемый начиная с 50-х годов XX века), отрицают значимость философии для науки. Более того, они фактически отрицают право философии на существование, считая философские проблемы псевдопроблемами.
Разочарование в позитивизме и вообще в философском рационализме (признающем разум основой познания и поведения), которые характерны для конца XIX — начала XX века, привело к распространению философских концепций иного плана: в них основное значение придается внерациональным сторонам духовной жизни — интуиции, бессознательному, воле и др. Такие — иррационалистические — философские концепции (к ним, в частности, относятся взгляды Дильтея — а также так называемая феноменология) оказали влияние на социологию, отказывающуюся от "сциентизма" и признающую значимость специфически гуманитарных способов познания (феноменологическая социология и так называемые "постмодернистские" направления социологии). При этом позиция этих философов предполагает и признание значимости философии для науки вообще, для социологии в частности. Так, представитель современной феноменологии французский философ М.Мерло-Понти пишет следующее: "Социолог философствует уже постольку, поскольку берется не только описывать, но и понимать факты. В момент исследования он сам уже — философ".
Вряд ли можно согласиться с М.Мерло-Понти, что социолог (как представитель науки) лишь описывает факты, а их интерпретация ("истолкование") — дело философа. Обратим внимание на то, что "истолкование" здесь — это понимание ("сопереживание, раскрытие смысла", то есть специфически гуманитарная процедура, а не объяснение, которым пользуются в научном исследовании.
Как бы то ни было, но и сейчас тесная взаимосвязь социологии и философии всегда имеет место, и она необходима. Во-первых, философия как мировоззрение (устанавливающая место человека в мире вообще, в обществе, в частности, размышляющая над проблемами смысла человеческой жизни и деятельности) обогащается, опираясь на социологические представления об обществе и человеческой деятельности. Во-вторых, социология не может обойтись без философии, ибо именно последняя обеспечивает понимание смысла человеческой деятельности вообще, социологической деятельности в частности. Философия дает так называемые гуманистические ориентиры социологу, определяет направления и характер самоконтроля в социологической работе (что он должен и чего не должен делать, к чему ему следует стремиться в социологической деятельности). Именно философия дает возможность рассматривать социологическую деятельность не только как средство удовлетворения определенных практических потребностей, но и как способ, обеспечивающий поиски духовности и совершенствования человека.
Над этими проблемами в настоящее время размышляют и философы, и социологи; над ними размышляли и классики социологии.
Овладение социологами философией и историей социологической мысли, развитие в себе способности понять то, над чем бились лучшие умы и сердца человечества — залог успешного решения данных проблем.
Социология и другие науки о человеке и обществе
Социология изучает практически все общественные явления, самые многообразные проявления человеческой жизни и деятельности. Содержание учебников социологии или так называемых "Введений в социологию" охватывает большой круг вопросов: здесь и вопросы различного рода дифференциации в обществе — социальной, этнической, демографической; здесь и проблемы, возникающие в различных группах и организациях, здесь и характеристика "социальных институтов" — семьи, религии, политики, экономики, образования и др.; характеристика различных общественных движений, многообразных проблем, которые возникают в обществе и требуют решения, — экологических, социального неравенства, "отклоняющегося поведения" (преступности, наркомании, проституции и др.). В круг социологических проблем входят и проблемы "изменяющегося мира": урбанизация, рост народонаселения и многое другое. Тем не менее социология не является универсальной наукой и имеет свой собственный угол зрения. В чем он состоит, какое мест занимает социология среди других наук?
Естественно, главный интерес будет направлен на то, что бы определить отличие социологии от других наук, изучающих общество и человека. Другими словами, необходим "спецификация" социологии в сравнении с другими научными знаниями, характеризующими один и тот же объект изучения — человека и общество. Получается, что дело не только и даже не столько в том, что изучает наука. Важно понять, как она это делает. Ответы на эти разные вопросы ("что" и "как") характеризуют различие между объектом ипредметом науки. Именно последний определяет статус научной дисциплины. Вопрос о предмете науки — это определение характерного для данной науки угла зрения на объект, стремление очертить более или менее четко круг проблем і специфических задач, которые составляют область исследования науки. Выяснение взаимоотношения социологии с другими научными дисциплинами, имеющими общий с нег объект исследования, поможет ответить на данный вопрос.
Социологический "угол зрения "
В чем же состоит специфически социологический угол зрения, который отличает социологию от таких наук, как юриспруденция, психология, демография и других, также изучающих человека и общество? Для уяснения сути вопроса можно пользоваться различными приемами и в частности теми, которые уже были использованы социологами. Например, Ю.А.Левада предлагает поразмышлять над тем, что видят (какими "глазами" смотрят) в одном и том же социальном факте (например, убийство, разводы и др.) представители различных наук: юрист, психолог, демограф, экономист, статистик, социолог. Рассмотрев самые различные факты, Ю.А.Левада приходит к выводу, что специфика социологического подхода, социологического "угла зрения" состоит в следующем: для социолога тот ли иной факт — один из моментов механизма действия общественной системы. В случае с убийством задача социолога, по мнению Ю.А.Левады, — установить и объяснить связи различного порядка между характером других сторон жизни и характером преступности.