Значительный интерес для рассмотрения интересующей нас проблемы представляют размышления Питирима Сорокина, которые содержатся в подразделах "Социология как наука" и "Родовая структура социокультурных явлений" его книги, изданной в Москве в 1992 году (впервые за 70 лет после его отъезда за границу). Перечисляя различные классы социальных явлений (экономические, политические, религиозные и т.д.), которые состоят из общих элементов и отношений, П.Сорокин указывает на следующее: требуется такое изучение, которое "переходит границы любой отдельной дисциплины", существование "особой науки, которая рассматривает родовые виды всех этих явлений и взаимосвязи между, ними. Эта задача, — по мнению П.Сорокина, — выполняется социологией".
Специфику социологии П.Сорокин наглядно иллюстрирует, анализируя различные теории причин самоубийства. Это печальное явление, как известно, было объектом внимания и биологии, и медицины, и психиатрии, и психологии, и истории, и экономики, и политологии, и права, а также других биологических, социальных и гуманитарных дисциплин. Каждая из них искала причины этого явления в своей собственной области. "Самоубийство же, — как пишет П.Сорокин, — следует исследовать как феномен, который повторяется в разных обществах и в различные периоды. В таком качестве оно становится не отдельным случаем, а родовым процессом или типичным феноменом, существующим всегда и повсюду". Именно таким образом рассматривал самоубийство один из представителей социологической классики, французский социолог конца XIX века Эмиль Дюркгейм. "Смысл его теории, — как считает П.Сорокин, — заключен в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств". Итак, анализируя то или иное общественное явление, социолог соотносит его с состоянием общества в целом. Общество как система взаимодействий и отношений находится в поле зрения не только общей или общетеоретической социологии. Изучая явления городской или сельской жизни (социология города, социология села), исследуя процессы, происходящие в молодежной среде либо связанные с положением женщин в обществе (социология молодежи, гендерная социология), — за всем этим явно или не явно для социолога находится общество как целостная система взаимодействий, частью которой являются анализируемые сферы и группы. В этом и состоят для социолога поиски типичных родовых признаков (напомним, что каждая наука видит в частном типичное и общее). Диалогичным образом понимает специфику социологической науки и известный американский социолог Райт Миллс. В своей работе "Социологическое воображение" он указывает на то, что все изучаемые общественные явления социология старается привести к "общему знаменателю". Таким "общим знаменателем" для социологии является место данного явления в механизме действия социальной системы. По меткому выражению другого американского социолога Пьера Бергера социология изучает "общество в человеке" и "человека в обществе".
Значит ли это (тот факт, что социология приводит все к общему знаменателю, изучает "родовые признаки" и т.д.), что она является универсальной наукой, охватывает все другие науки, изучающие общество? Нет, не значит. Социология тоже в определенном смысле ограничена, как бы загнана в свой угол ("угол зрения") и не может претендовать на то, чем занимаются и что могут, используя свои средства, другие науки, изучающие общество и человека. Но в то же время ей присуща большая широта охвата и способность к обобщениям, умение опереться на данные самых различных общественных дисциплин. Ведь для того, чтобы определить место какого-либо общественного явления в совокупности других явлений и процессов, нужно хорошо знать его свойства и механизмы функционирования, а этим как раз и занимаются различные науки о человеке и обществе.
"Социологический стиль мышления", который, как считают социологи, должен быть присущ социологии и который пытаются "привить" руководителям различного уровня означает не что иное, как следующее: внося изменения в ту или иную сферу общественной жизни, необходимо предвидеть, как это скажется на другой, зачастую весьма отдаленной, области, которая непосредственно не является объектом управленческого решения. Например, вовлекая женщин в народнохозяйственную жизнь страны, следует предвидеть, как это скажется при данных условиях на демографических процессах, деторождаемости; принимая решение о всеобщем среднем образовании, следует предвидеть изменения в отношении к труду молодых рабочих, которые приходят на предприятия с низкой культурой производства и наличием свободных мест, не требующих относительно высокого уровня образования; приватизируя предприятия, следует предвидеть, как это скажется на положении занятых на них работников и т.д.
Для компенсации, для предотвращения отрицательных последствий решений, которые замышлялись как имеющие положительный эффект, необходимо иметь в виду всю цепочку связей, большую совокупность явлений, их целостное сцепление и взаимодействие — это и есть социологический стиль мышления в социологической деятельности. И определен он спецификой социологической науки, особенностью ее предмета.
Литература
1.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992
2.Смелзер Н. Социология// Социологическое исследование. – 1990. – №11
3.Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. – М., 2003
4.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 2006
5.Попова И.М. Социология. – К., 1998