Сердцевиной всех человеческих контактов служит внимательность и отзывчивость по отношению к другому человеку.
Когда пожилой человек начнет представлять собой «проблему» для молодых людей, он обязательно будет опасаться покушения на свою свободу. С еще большим опасением старики ожидают это от «профессиональных» работников только потому, что они профессионалы. Потому тем, кто имеет дело с пожилыми людьми в порядке своих служебных обязанностей, надо подходить к ним сугубо индивидуально, с пониманием, искренним сочувствием и даже состраданием, если клиент переживает горе. Конечно, для специалиста это часто просто работа, и как эту работу выполнять, решает он сам. Но работа будет выполнена лучше и с большим взаимодействием со стороны пожилого человека, если этот специалист будет считать своим профессиональным долгом все контакты с пожилыми людьми сделать человечными, доброжелательными и продуктивными. В любом случае, вступая в контакт с пожилым человеком, он завязывает с ним человеческие отношения. Ввиду своей беспомощности, они как никто другой нуждаются в теплом и внимательном подходе, а всякое пренебрежение или ущемлении становится причиной их отчужденности и нежелания сотрудничать.
Если специалисты в состоянии сделать свой контакт теплым, он может много добиться, потому что пожилые люди, подобно детям, увидев заинтересованность и сочувствие, выплеснут свои заботы, нужды и радости – все до последней капли. Если же доверия не возникает и они почувствуют, что к ним относятся как к канцелярскому «делу», которое надо «закрыть», они замыкаются, начинают отмалчиваться и часто вообще перестают слушать, что им говорят. Например, когда медсестра спросила одну престарелую пациентку, почему она не слушает объяснения доктора, что и как ей надо принимать, та ответила: «Да он ко мне и не обращался».
Возможно, правильнее будет сказать, что проблемы в профессиональном общении с пожилыми людьми проистекают не столько из их преднамеренного уклонения от контакта или безразличия, сколько от неспособности поступать так, как требуется. Чаще всего такая замкнутость и другие препятствия в общении случаются в момент, когда старики, остро нуждаются в добром участии, озабочено сосредотачиваются на действительном или мнимом факте пренебрежения старым человеком, на ощущении своей беспомощности. Добросердечное внимание в такой момент просто преображает пожилого человека, снимая напряженность и делая его отзывчивым в общении, и это дает возможность наладить доброе и прочные дружеские отношения.[7]
Профессиональному работнику также следует учитывать, что чрезмерная напряженность и эмоциональная закомплексованность пожилых людей может иметь чисто объективные причины: человек лишился былой власти и влияния, задето самолюбие, сократился денежный доход, ему кажется (а может быть, и на самом деле), что он теряет уважение других, а также переживает описанные выше разочарования и крушение надежд.
Чтобы не провоцировать у пожилых людей эти чувства ущербности, надо относится к ним не с жалостью, а с пониманием, воспринимать их слабости как таковые, не навязывать свою помощь, а оказывать ее только по необходимости и насколько это возможно исподволь, стараться делать все, чтобы пожилой человек мог сам себе помогать. Даже если специалист всего лишь позволит немощному старику зашнуровать себе ботинки, причесаться или взять его под руку вместо того, чтобы самой его поддерживать (тем самым он выбирает такую поддержку, какая ему нужна), это может для пациента значит очень много. В профессиональном обслуживании пожилого человека, подобно его отношениям в семье, ему нужна своя роль и обязанности. Эта активность и сознание собственной значимости будут способствовать улучшения его настроения и коммуникабельности. Более того, чем старше и слабее пожилой человек, тем для него важнее хотя бы немного участвовать самому в деловых отношениях и хоть чем-то, пусть самым не значительным, быть полезным другим.
Чтобы разумно и достойно организовать досуг престарелым в ОДП нужно исходить из того, что у обитателей этих учреждений те же самые недуги и проблемы, что и у всех стариков, только значительно усиленные и умноженные безликостью окружения и еще большим одиночеством, несмотря на немалое число компонентов.
Чтобы вновь поступивший пациент такого учреждения не замыкался, был открыт для целительного общения и сохранял чувство собственного достоинства, специалистам и персоналу такого учреждения следует встретить его тепло и приветливо. Налаживание контакта с престарелым пациентом и в приобщении его к коллективу большую помощь может оказать то, что пожилые люди тяготеют к тому, чтобы брать на себя какие-то функции и старательно их выполнять. Поэтому, предложив пациенту посильную для него задачу можно успешно создать ему условия для самостоятельной деятельности, позволяющей ему чувствовать себя нужным, и рассчитывать на дружественное отношение окружающих.
Практика социальной работы многообразна. Она обуславливается значениями различных теоретических подходов в процессе воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важнейших мест в практическом труде отделения дневного пребывания, где пожилые люди могут адаптироваться к современным условиям жизни с помощью досуговых мероприятий.
Адаптация пожилых людей к новым статусам и ролям – необходимый процесс, от успеха которого зависит содержание жизни человека в «третьем возрасте». Однако ресурсов самых активных пожилых людей не всегда хватает для самостоятельного решения задач адаптации. Сказываются проблемы со здоровьем, ухудшение экономического положения, разрыв семейных связей. В переходных обществах к общим трудностям адаптации добавляются специфические трудности, определяемые общественными преобразованиями. Для ряда групп пожилых людей проблемы адаптации следует решить с учетом их жизненной предыстории.
Поэтому адаптация пожилых должна дополняться мерами государства и общества в целом, направленными на облегчение такой адаптации, создание для нее благоприятных условий. Эти меры определяются в настоящее время как реабилитация пожилых людей и трактуются как управление процессом адаптации, субъектом которого выступают органы социальной защиты населения и социальные работники.
Социальная адаптация является необходимым атрибутом любого общества. Ее можно рассмотреть и как процесс приспособления к изменению внешней, прежде всего культурной среды, и как результат этого процесса (состояние адаптации). Состояние адаптации характеризует отношения индивида с внешней средой, которые могут быть конфронтационными, равновесными или гармоничными, и представляют тем самым меру успеха адаптации.
Сегодня все более актуальными становятся действия государства в области политики свободного времени, т.е. управления свободным временем, касаются различных аспектов. Уже стал общепринятым факт, что сегодня для полноценного существования не только отдельных личностей, но и общества в целом, должны быть созданы условия репродукции и регенерации сил человека.
Объем досуга, его функциональное и качественное наполнение стали определять социальное положение весьма характерным образом. Многие современные отечественные социологи утверждают, что развитие системы досуга является одним из наиболее важных стратификационных оснований в современном российском обществе, поскольку именно спонтанно проявляемые социальные и культурные интересы объединяют людей в общности тогда, когда менее жесткими становятся вынужденные (экономические и политические).
Проблема организации досуга как форма адаптации пожилых людей не относится к разряду извечных проблем человечества. Эта проблема, т.е. проблема организации досуга, возникла в середине ХХ века как результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества западного типа.