Смекни!
smekni.com

Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности (стр. 6 из 7)

В целом подростки всех групп в большей степени используют относительно продуктивные и непродуктивные стратегии преодоления стресса. Однако видима тенденция использования продуктивных копингов, в большей степени в эмоциональной сфере, также по всем группам в целом.

Подростки первой группы (низкотревожные) в эмоциональной сфере больше ориентированы на продуктивные копинги, относительно продуктивные и непродуктивные копинги используют в равной степени. Когнитивные копинги в большей мере относительно продуктивные. Однако в поведении подростки чаще всего используют относительно продуктивные, затем непродуктивные и, наконец, продуктивные копинги.

Вторая группа подростков (среднетревожные) чаще всего используют когнитивные и поведенческие относительно продуктивные копинги и эмоциональные продуктивные копинг-стратегии.

Подростки третьей группы в большей степени ориентированы на использование непродуктивных и относительно продуктивных копингов, что менее адаптирует к стрессовым ситуациям.

Таким образом, у подростков всех групп преобладают эмоциональные копинг-стратегии как продуктивные (эмоциональное сосредоточение), так и непродуктивные (подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность). Однако при этом у высокотревожных подростков уменьшается доля продуктивных эмоциональных стратегий (39% – 50% – 25%), а доля непродуктивных эмоциональных стратегий, наоборот, возрастает (33% – 24% – 42%).

И в целом у высокотревожных подростков заметно ниже доля продуктивных стратегий преодоления стресса, при этом они вообще не ориентированы на когнитивные и поведенческие продуктивные копинги (поиск решения проблемы и придание смысла, активное преодоление и альтруизм).

Для диагностики основного источника социальной поддержки мы использовали методику ВСП (восприятие социальной поддержки) [24; с. 289].

Таблица 6. Показатели восприятия социальной поддержки у подростков с разным уровнем тревожности

Группы испытуемых Уровень тревожности Восприятие социальной поддержки (средняя оценка в баллах)
Семейная поддержка Дружеская поддержка Значимые другие
Первая группа Низкий 2,33 2,5 2,39
Вторая группа Средний 2,35 2,91 2,48
Третья группа Высокий 2,08 2,58 1,75
Среднее 2,25 2,66 2,21

Восприятие социальной поддержки может происходить в нескольких направлениях: семейная поддержка (непосредственное участие семьи в решение стрессовой ситуации), дружеская поддержка (помощь и поддержка со стороны друзей) и значимые другие (представители референтной группы, но не друзья и не члены семьи). Все подростки больше ориентированы на поддержку друзей, на втором месте – значимые другие и, наконец, поддержка семьи.

Результаты данной методики позволяют сделать два основных вывода:

1) высокотревожные подростки заметно меньше ориентированы на поддержку значимых других, а также меньше рассчитывают на поддержку семьи;

2) подростки со средним уровнем тревожности в целом больше ориентированы на социальную поддержку со стороны окружающих, прежде всего друзей; подобные результаты получены и по методике ИСПЭС.

2.3 Выводы и рекомендации

На основе анализа полученных результатов мы пришли к следующим выводам.

1. Большая часть подростков (53%) вошла во вторую группу испытуемых (со средним уровнем тревожности). В группу подростков с низким уровнем тревожности вошли 28%, 19% – подростки третьей группы (высокий уровень тревожности).

2. Подростки используют все стратегии преодоления стресса, при этом наиболее предпочитаемой является стратегия разрешения проблемы, а наименее – поиска социальной поддержки.

3. Наиболее привлекательной для низкотревожных и среднетревожных подростков является стратегия разрешения проблемы. А высокотревожные подростки больше ориентированы на избегание как стратегию преодоления стресса.

4. Подростки со средними показателями тревожности больше ориентированы на разрешение проблемы, чем низко- и высокотревожные подростки.

5. Для всех подростков характерно недостаточное использование продуктивных стратегий преодоления стресса.

6. У подростков всех групп преобладают эмоциональные копинг-стратегии – как продуктивные (эмоциональное сосредоточение), так и непродуктивные (подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность). Однако при этом у высокотревожных подростков уменьшается доля продуктивных эмоциональных стратегий (39% – 50% – 25%), а доля непродуктивных эмоциональных стратегий, наоборот, возрастает (33% – 24% – 42%).

7. В целом у высокотревожных подростков заметно ниже доля продуктивных стратегий преодоления стресса, при этом они вообще не ориентированы на когнитивные и поведенческие продуктивные копинги (осмысление, поиск решения проблемы и активное преодоление стресса, альтруизм).

8. Все подростки больше ориентированы на поддержку друзей, на втором месте – значимые другие и, наконец, поддержка семьи.

9. Высокотревожные подростки заметно меньше ориентированы на поддержку значимых других, а также меньше рассчитывают на поддержку семьи.

10. Подростки со средним уровнем тревожности в целом больше ориентированы на социальную поддержку со стороны окружающих, прежде всего друзей; подобные результаты получены и по методике ИСПЭС.

11. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично: чем выше тревожность, тем больше ориентация подростков на избегание и уход от разрешения проблем как стратегии преодоления стресса; для высокотревожных подростков характерно недостаточное использование продуктивных (эффективных) стратегий преодоления стресса (альтруизм, активное преодоление стресса, поиск решения проблемы, придание смысла, эмоциональное сосредоточение).

Не подтвердилось наше предположение о том, что с ростом тревожности увеличивается ориентация на социальную поддержку (у среднетревожных подростков ориентация на социальную поддержку действительно выше, чем у низкотревожных; но у высокотревожных подростков показатели ориентации на социальную поддержку снижаются, но они заметно выше, чем у низкотревожных).

Исходя из проведенного нами исследования, мы предлагаем следующие рекомендации социальным педагогам, психологам и учителям средних школ.

1) При организации работы с подростками необходимо учитывать особенности подростковой тревожности и особенности совладающего поведения подростков, в том числе и с разным уровнем тревожности.

2) Особенности совладающего поведения и тревожности можно выявить, наблюдая за подростками. Если информации, полученной через наблюдение, будет не достаточно, мы рекомендуем использовать следующие диагностические методики: для изучения тревожности – методику Прихожан А.М.; для изучения совладающего поведения – методику Э. Хайма, ИСПЭС, методику оценки восприятия социальной поддержки (данные методики представлены в Приложениях к нашей работе).

3) При организации социально-педагогической и психологической работы с подростками необходимо уделять внимание обучению их стратегиям совладающего поведения.

4) При этом всех подростков вне зависимости от уровня тревожности следует обучать использованию продуктивных когнитивных и поведенческих стратегий преодоления стресса.

5) При обучении эффективному копинг-поведению высокотревожных подростков следует делать акцент на развитии у них умения обращаться за социальной поддержкой, а также способам эффективного разрешения проблем и приемам эмоциональной саморегуляции.

Нашу работу мы адресуем социальным педагогам, учителям среднего звена и всем тем, кто работает с подростками и интересуется проблемами подростковой тревожности и совладающего поведения.

Заключение

Каждый человек, прежде чем стать взрослым, проходит через пубертатный период. Подростковый период довольно необычный возраст, потому что на данном этапе у ребенка-подростка формируется собственное мировоззрение. Переходный возраст имеет как свои достоинства, так и определенные недостатки, и довольно тяжело и индивидуально проходит у каждого человека. На жизненном пути еще незрелого человека встречаются проблемы, стрессовые ситуации, в которых подросток учится, приобретает жизненный опыт. Когда общаешься с подростками, приходится слышать одновременно взрослые и детские мысли, и это лишний раз подтверждает то, что четкой грани между взрослеющими подростками и практически взрослыми самостоятельными юношами нет. Взрослые, вспоминая подростничество, понимают, почему поступали всегда по-своему, а не так как твердили окружающие, хотя и знали, что старшие люди мудрее и опытнее в подобных вопросах. На фоне всего происходящего подросток становится напряженным в эмоциональном плане, тревожным. Поэтому в данный период тревожность способна закрепиться как личностная черта подростка. Чтобы справиться с эмоциональными проблемами, подросток использует как неосознанные защитные механизмы, так и осознанные копинг-стратегии. Выбор в первую очередь ложится на плечи самого подростка и зависит от многих факторов, будь то темперамент, характер и другие личные качества, в том числе и тревожность.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы изучали специфические особенности совладающего поведения трех групп подростков – с низким, средним и высоким уровнем тревожности.

Изначально мы предполагали, что тревожность и совладающее поведение связаны следующим образом, уровень тревожности влияет на особенности проявления совладающего поведения у подростков. С ростом тревожности подростки в большей степени ориентированы на избегание стрессовых ситуаций и уход от разрешения проблем, а на социальную поддержку. Высокотревожные подростки чаще используют неэффективные копинг-стратегии.