Смекни!
smekni.com

Специфика социальной работы с людьми, склонными к суицидальному поведению (стр. 3 из 14)

Мы видим, что работа с пациентами не заканчивается после их выписки из стационара. Подобная преемственность является гарантом эффективности и результативности работы.

Таким образом, учитывая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза частично подтвердилась, поскольку у пациентов снизились показатели депрессии, появились реальные планы на будущее и это, безусловно, будет способствовать снижению суицидальных наклонностей, следовательно, и снижению числа самоубийств, но мы не можем с уверенностью сказать, что число самоубийств сократиться. Для такого утверждения необходим продолжительный период времени в течение, которого мы могли бы этот результат фиксировать.

Рекомендации родственникам больных

Предотвращение суицида: Практически при всех депрессивных состояниях могут возникать мысли о нежелании жить. Но особенно опасны депрессии, сопровождающиеся бредом (например, виновности, обнищания, неизлечимого соматического заболевания). У этих больных на высоте тяжести состояния практически всегда возникают мысли о самоубийстве и суицидальная готовность.

О возможности суицида предупреждают следующие признаки:

Высказывания больного о своей ненужности, греховности, вине.

Безнадежность и пессимизм в отношении будущего, нежелание строить какие-либо планы.

Наличие голосов, советующих или приказывающих покончить с собой.

Убежденность больного в наличии у него смертельного, неизлечимого заболевания.

Внезапное успокоение больного после длительного периода тоскливости и тревожности. У окружающих может возникнуть ложное впечатление, что состояние больного улучшилось. Он приводит свои дела в порядок, например, пишет завещание или встречается со старыми друзьями, с которыми давно не виделся.

Предупредительные меры:

К любому разговору на тему суицида относитесь серьезно, даже если вам кажется маловероятным, что больной может попытаться покончить с собой.

Если возникнет впечатление, что больной уже готовится к суициду, не раздумывая, немедленно обращайтесь за профессиональной помощью.

Спрячьте опасные предметы (бритвы, ножи, таблетки, веревки, оружие), тщательно закройте окна, балконные двери.

Наиболее актуальным направлением является организация социально-психологической работы по профилактике самоубийств, так как это сохранит человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и , наконец, сэкономит средства, “высвободив” их на другие нужды. Любовь к жизни, умение преодолевать возникающие трудности необходимо нормировать уже с детских лет, например, через мультфильмы, сказки, детскую художественную литературу и др. Специфика организации социально-психологической работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.

Во-первых, это устранение отрицательных факторов внутрисемейных отношений. Во-вторых, это оптимизация межличностных отношений, подключение к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по интересам”, соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к суициду. Кроме этих мероприятий, необходимо оказать суициденту необходимой социальной помощи (материальной, социально-бытовой, социально-психологической). Также необходимо оказать социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента.

Таким образом, организация социально - психологической работы по борьбе с самоубийством идет по двум основным направлениям:

- профилактика самоубийств;

- реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.


Содержание

Введение

Раздел I. Суицид, как форма девиантного поведения

1.1 Понятие «суицид»

1.2 Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств

1.3 Основные факторы суицидального поведения, оказывающие влияние на человека

1.4 Направления в работе социальных служб

1.5 Проблема суицидального поведения в Вологодской области

Раздел II. Методы и формы работы по преодолению суицидального поведения людей

2.1 Подготовка и планирование исследования

2.2 Проведение исследования в 11 общепсихиатрическом мужском отделении ГУЗ « Вологодская областная психиатрическая больница»

2.3 Рекомендации в работе с суицидальными наклонностями людей

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает, искушаем свободой выбора смерти. Поиск “моральных каникул” оборотную сторону – донжуановское перенасыщение жизнью. Тело как “большой разум” приходиться обманывать в его стремлении, во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.

Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетовского Вертера до лондонского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Несомненно, лучше проиграть суицидальный сюжет на словах, освободиться от “сна разума”, породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы романа или экран кинематографа, однако “спасшийся” благодаря своему Вертера Гете или благодаря своим несчастным самоубийцам Достоевский являют собой слабый аргумент “за”, когда существует загадка ухода из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского и многих других.

Что – то постоянно не связывается в наших попытках, если не объяснить, то хотя бы рационально описать акт сознательного самонасилия. Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани между психиатрией и философией У. Джемса, В. Бехтерева, Р.Лэнга не дают исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%), почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты происходит рост сознательного суицида в среде наиболее перспективной в эволюционном отношении?!

Современные средства массовой информации в нашей стране отличает значительная тенденциозность в преподнесении материала по суицидальной статистике, связанная с политической ориентацией изданий, например, “Известия” и “Советская Россия” акцентирует внимание на суициде в среде рабочих, объясняя их социальной напряженностью из-за невыплаты зарплат, однако объяснить самоубийство акад. В. А. Легасова (1988) или ночной выстрел в кабинете директора Федерального ядерного центра в Снежинске Владимира Нечая (1996) с позиций социального детерминизма оказывается гораздо труднее. Журнал “Огонек” пытается обосновать суицидальный всплеск в Европе и в России длительным существованием тоталитарных режимов на их территориях, но обходит молчанием высокие суицидальные показатели в США и других, демократически ориентированных государствах.

Такая предвзятость в оценке “черного феномена” вредит серьезному научному анализу этого явления. Публицисты не обременяют себя вопросом: почему “расширенного суицида” (т. е. самоубийства, отягощенного убийством родственников) не было в блокадном Ленинграде, когда реальностью была смерть от голода, но встречается сегодня, когда, по их предположениям, основным провокатором является невозможность прокормить семью из-за несвоевременной выплаты зарплаты?

Ныне мы возвращаемся на круги своя: в нашей статистике все основные показатели по суициду приобретают характер присущей универсальности, однако, очевидно, что такого рода универсальность не утешительна. Причины коренятся глубже, чем это можно предположить при беглом взгляде на “событие”. Не следует забывать о том, что, несмотря на специфическую суицидологическую статистику в нашей стране, в советское время отнюдь не в эмиграции покончили собой такие яркие личности, как Марина Цветаева, Александр Фадеев, Владимир Маяковский, акад. В. А.Легасов. В саратовском “Новом стиле” даже появилась статья “Гагарин совершил самоубийство” (хотя сама эта версия гибели известного космонавта опровергается). Подведем предварительные итоги: Историко-культурологическое исследование феномена самоубийства вне конкретного социального контекста приводит к своеобразному “тупику” многознания, которое, по мысли древнего философа Гераклита, “уму не научает”, однако оно с очевидностью обнаруживает индивидуалистический характер самонасилия даже в альтруистических суицидальных актах, даже под гнетом обезличивающей статистики советского периода в нашей стране. Сквозь толщу условностей, обрядов, обычаев, традиций проступает биение живого пульса личности, помещающей себя в рискованные обстоятельства (“пограничную ситуацию” между жизнью и смертью). Путеводной же звездой такой личности выступают специфика человеческого сознания, наличие в нем интеллекта с волевым началом (или “ практический разум”, в терминах И. Канта).

Не случайно в своих оригинальных исследованиях современный английский, ученный Р. Дж. Фрей различает суицид и смерть от самоповреждения, ставя проблему следующим образом: всякое ли самоубийство действительно само-убийство, так как изначально можно рассматривать суицид и в узком и в широком планах. С точки зрения Фрея, харакири – это, безусловно, самоубийство, как самоисполнение задуманного заранее акта смерти. Но вот, если, к примеру, Джон бросился под поезд, то убивает его поезд, а он только поместил себя в рискованные обстоятельства равносильно тому, как если бы он взял билет на самолет, который в полете бы разбился, хотя он об этом не догадывался.

Загадка суицидального поведения – это область, в которой может и должна проявить себя современная философская теория, учитывая, конечно, достижения исследователей во всех возможных аспектах данного мрачного явления.