Оглавление
Введение
Глава 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен
1.1. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства
1.2 Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних
1.3.Социальный портрет юной матери
1.4. Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации
Глава 2. Медико-социальные и психологические аспекты юного материнства
2.1. Состояние репродуктивного здоровья подростков
2.2. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения
Глава 3. Исследование «Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации»
3.1. Проблемы подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом
3.2. Социальная работа с несовершеннолетними родителями в России и в Санкт-Петербурге
Выводы
Рекомендации
Заключение
Список литературы
Введение
Во всем мире, несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва достигает 15-16 лет, и статистику случаев беременности среди несовершеннолетних девушек уменьшить не удается. Сегодня в мире становятся роженицами более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности [1]. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличие от прошлого, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, макро- и микросреды в целом.
В сегодняшней России также наблюдается снижение возраста "взросления". Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек [10]. В рамках либерального дискурса это явление оценивается как положительное - стирается двойной стандарт поведения и в этой сфере отношений. Но раннее начало сексуальной жизни российских подростков происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, отсутствие специальной подготовки педагогов. Результатом этого являются, в частности, незапланированные беременности у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка. Эксперты ООН выделяют как наиболее актуальные в этом отношении аборты и сложности выживания для несовершеннолетних матерей [10].
В России каждый десятый ребенок рождается у матери моложе 20 лет; ежегодно около 1,5 тыс. детей рождается у 15-летних матерей, 9 тыс. – у 16-летних и 30 тыс. – у 17-летних, что в общем числе родившихся составляет в среднем 2,3%. Коэффициент рождаемости у 15-19-летних наших современниц в 2,5 раза выше, чем тридцать лет назад. Вклад матерей 15-19 лет в коэффициент рождаемости составляет 14-15%, что некоторыми оппонентами расценивается положительным явлением. Ежегодно каждый десятый новорожденный ребенок в России появляется на свет у матери моложе 15 лет, чаще всего вне юридического брака.
Таким образом, юное материнство становится одной из актуальных социальных проблем [2], устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, т.к. эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению.
В теории репродуктивных прав выделяются три дискурса:
- дискурс человеческих ресурсов;
- мальтузианский дискурс, направленный на оправдание сокращения численности населения на планете, регулирование рождаемости и, соответственно, всех демографических процессов;
- евгенический дискурс, предусматривающий изучение процессов, направленных на улучшение качества населения на планете.
Каждому дискурсу соответствует совершенно определенная государственная политика, которая выражается в принятии государством законов, либо поощряющих, либо наказывающих за рождение детей. Все эти законы имеют вы гендерный характер, т.к. все адресованы к женщинам, чаще матерям, как уже состоявшимся, так и потенциальным. Общий анализ программных документов («Безопасное материнство», «Планирование семьи», «Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России за период 2000-2004 г.г. и план мероприятий по ее реализации»), принятых с 1991 года отражает факт «позитивной дискриминации», характеризующейся сдвигом в сторону внимания к женскому здоровью. Возникает парадокс – с одной стороны государство проявляет заинтересованность в рождении детей. С другой стороны, возникает перекос в правовом регулировании отношений репродуктивного поведения в сторону закрепления только одного из репродуктивных прав индивидов – права на материнство, а не репродуктивного здоровья как социальной ценности.
Специфической особенностью подавляющего большинства исследований подросткового материнства является ретроспективный анализ факторов-предикторов этого феномена и разработка предложений по его профилактике, которые сводятся, в основном, к требованиям повышения контрацептивной грамотности подростков. Сам же феномен в его актуальном аспекте – условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами, - остается вне поля зрения ученых.
Социальная роль матери для несовершеннолетних воспринимается общественностью скорее как девиация, экстремальная ситуация, вызванная акселерацией и сексуальной революцией. Подобная практика вступает в диссонанс с социальной реальностью, повседневными практиками, потому что когда дело доходит до свершившегося факта рождения ребенка несовершеннолетней, то обнаруживается, что она незащищена как социально, так и юридически.
Цель дипломной работы: анализ феномена юного материнства и практик социальной поддержки несовершеннолетних матерей в Санкт-Петербурге.
Задачи:
- изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;
- изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;
- изучение правовых и социально-статусных позиций несовершеннолетних матерей в российском обществе;
- изучение существующих направлений в организации социальной работы с юными матерями в Санкт-Петербурге.
Объект исследования: несовершеннолетние матери.
Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблемам репродуктивного поведения молодежи и подросткового материнства;
- анализ нормативных документов Семейного кодекса Российской Федерации;
- анализ и обобщение опыта организации социальной работы в сфере подросткового родительства в России и за рубежом;
- экспертный опрос специалистов по подростковой репродукции Центра «Ювента».
Глава 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен
1.1 Исторический и социально-культурный контекст юного материнства
Довольно распространенное мнение о том, что подростковое материнство – явление последних нескольких десятилетий - не верно, чему имеется множество исторических свидетельств.
Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так как рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака, его главное значение, раннее материнство связывали со временем вступления в брак. А для европейской части России ранние браки издавна считались типичным и всеобщим явлением. По свидетельству Николая Костомарова, в 16-17 веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым…». Однако против слишком ранних браков возражало и государство, и, главным образом, церковь. В 1410 году митрополит Фотий в послании новгородскому архиепископу строго запрещал венчать «девичок меньше двунадцати лет». Позже, по указу Екатерины II всем сословиям запрещалось венчать мужчин моложе 15, а женщин – моложе 13 лет. За нарушение этого указа брак расторгался, а священник лишался сана.
В Елатомском уезде Тамбовской губернии женили подростков, когда девочка еще играла в куклы. Постепенно ее и такого же малолетнего жениха приучали видеть друг друга и играть вместе, а в 15 лет сводили для брачной жизни. Подобные браки были и на Севере: бабушки в середине ХIХ века вспоминали, как на другой день после свадьбы, они бегали домой за куклами.
Особое отношение к ранним бракам было в старообрядческой среде. По данным выборочных медицинских обследований, в 80-х годах ХIХ века в одном из уездов Ярославской губернии 4% крестьянских женщин выходили замуж до начала созревания, в Тульской губернии таких было свыше 20%.
Ранние браки существовали на многих территориях России до конца ХIХ – начала ХХ века. Кое-где они существовали в скрытой форме. Отцы сосватывали своих детей-подростков в 12-15 лет, в 14-16 лет объявляли их женихом и невестой, а в 16-17 лет венчали. На юге и западе России иногда устраивали свадьбу 12-14-летних подростков со всеми необходимыми обрядами, кроме брачной ночи, и до наступления совершеннолетия «молодые» жили порознь в доме своих родителей.
В подавляющем большинстве случаев молодые женщины рожали первенца через девять месяцев после вступления в брак.
Сейчас понятия «ранее материнство» и «подростковое материнство» тождественны. И связано это с тем, что некоторые исследователи связывают появление понятия «подросток» с формированием индустриального общества.
В ХVIII веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале ХХ века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Именно в это время в развитых западных странах вводится система обязательного образования, и одновременно с этим начинают принимать законы об ограничении детского труда. Все это приводит к появлению массовой группы населения – учащихся. В это же время социальные и культурные процессы приводят к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся с взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или от других взрослых.