Причины, связанные с глубинной ценностной системой респондентов, ориентированной на определенный стиль предоставления информации о людях или событиях. В одних субкультурах считается недостойным отзываться отрицательно о каком-либо человеке, особенно в его отсутствие, упоминать об определенных сторонах его личной жизни, привычках и т. д. В других субкультурах, напротив, принято концентрировать внимание на негативных сторонах поведения и характера людей. Все это приводит к определенному искажению при описании реальных мотивов и установок.
В социологии брака и семьи проблема возможных искажений стоит достаточно остро, так как среди исследуемых переменных немало подпадающих под указанные выше причины. Для сведения к минимуму действия указанных выше причин применяется совокупность методик, получивших название проектных. Их суть состоит в стремлении спроектировать истинные мотивы и установки на специально сконструированные стимулы, предъявляемые в ситуациях, требующих переключения внимания респондентов, неопределенности, игры и т. д.
Рассмотрим подробнее сущность и условия применения проективных индикаторов. По определению Е. Т. Соколовой, «проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу» в. А. Ядов отмечает, что «особенность проективных процедур в том, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу ее объективного содержания, но по причинам, связанным с субъективными наклонностями и влечениями испытуемого, т. е. вследствие субъективированного, личностного значения, придаваемого ситуации испытуемым. Испытуемый как бы проецирует свои свойства в ситуацию»
2. Основной принцип разработки проективных индикаторов
Основной принцип разработки проективных индикаторов исходит из того, что цели опроса скрываются от респондента. Его внимание фиксируется па задании, отличном от истинной цели опроса, что для респондента облегчает снятие барьера его «внутренней цензуры». Проективные индикаторы применяются в тех случаях, когда существуют серьезные опасения, что при использовании других индикаторов ответы респондентов приведут к существенным искажениям информации.
Таким образом, проективные методы исследования установок и мотивов — совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям, носящим как осознанный, так и неосознанный характер. Можно выделить четыре основных подхода к проекции реального сознания на стимулы.
Ассоциация. Данный подход основан на предположении, что быстрая реакция на представляемый стимул (слово, часть предложения, картинку) будет менее сдержана, поэтому сможет лучше обнаружить скрытые установки и мотивы. Респонденту предлагают назвать слово или фразу, первыми пришедшими на ум. Внимание респондента переключается на скорость решения поставленной перед ним задачи, а иногда на оригинальность ответа.
Фантазия, включаемая для формирования свободных ассоциаций, связанных с предъявляемыми респондентом неопределенными стимулами (неясная картинка, загадочная история и т. д.). Предполагается, что, сочиняя историю или интерпретируя рисунок, респондент будет неосознанно проецировать установки и мотивы, и это даст возможность более глубоко исследовать структуру его личности.
Концептуализация. Респонденту предлагают двусмысленный или неопределенный стимул и создают ситуацию, при которой его реакция на стимул должна иметь какое-то одно достаточно ясное значение. Выбор этого значения определяется его мотивами и установками и на основании такого выбора их можно более глубоко изучить.
Классификация. Представление об установках или мотивах респондента можно получить на основании произведенного им отнесения определенных понятий, событий, явлений к тому или иному классу (позитивно или негативно окрашенному, социально одобряемому или отвергаемому и т. д.).
Данные подходы реализуются в целом ряде конкретных процедур, основными из которых являются следующие.
1. Тест на завершение предложений. Респонденту предлагают ряд незаконченных предложений (иногда состоящих из единственного слова, просят быстро, не задумываясь, завершить их первыми словами которые приходят ему на ум). Показано, что неопределенность и необычность ситуации, необходимость быстрой реакции, нередко помогают преодолеть факторы, влияющие на искажение информации. Например, предлагается закончить предложение: «Когда мне предлагают помочь по хозяйству. . .» Полученные ответы от «. . .сразу берусь за любую работу» до «. . .испытываю ужас и отвращение» классифицируются по типам: а) позитивное, нейтральное, негативное отношение к кооперации в сфере хозяйственно-бытовых отношений; б) положительное, нейтральное, негативное отношение к домашнему труду.
2.Метод карикатур. Респонденту показывают рисунок, представляющий собой шарж или карикатуру. Обычно предполагается несколько рисунков, на которых изображена последовательность некоторых действий, диалог между двумя или несколькими людьми, наблюдение человеком какого-либо события. Ко рту говорящих или оценивающих события людей пририсованы специальные «шары», оставленные пустыми. Респонденту предлагают написать в «шаре», что, по его мнению, произносит каждый из участников.
Например, при изучении нами совместно с О. А. Куимовой установки на допустимость раздельного досуга была нарисована картинка, в правом верхнем углу которой была нарисована женщина с ребенком, которая разговаривала по телефону, а в левом нижнем углу мужчина, который говорил: «Ты знаешь, я сегодня решил пойти с приятелем на стадион». Респондента просили представить себя на месте жены «болельщика» и сказать, что бы он ему ответил. Полученные ответы разносились по категориям, отражающим разную степень терпимости к внесемейному досугу другого супруга.
Метод интерпретации картин. Процедура состоит в формировании свободных фантазий респондентов по поводу картин весьма неопределенного содержания. Наиболее известным из этой группы методов является тест тематической апперцепции (TAT), сущность которого заключена в интерпретации изображенных на картинках неопределенных ситуаций взаимодействия людей. Испытуемым предлагается подробно описать внешность и характер действий этих людей. Ожидается, что, концентрируя внимание па описании картинок, респонденты будут проецировать свои истинные мотивы и установки.
Метод дидактических историй. Испытуемым предлагается ряд коротких историй, имеющих дидактический характер и предполагающих возможность двух или более различных типов отношения к описываемым событиям. Ожидается, что рассказ помогает стать респонденту участником описываемых событий или, по крайней мере, более конкретно представлять выбор, чем в случае необходимости ответов на вопросы закрытого типа. Приведем пример разработанной нами дидактической истории.
«У супругов Петровых один ребенок, которому 12 лет. Вначале им было трудно, но, когда он подрос, они стали часто ходить в кино, театр, гости, много читать, смотреть телепередачи. Они оба неплохо зарабатывают и не испытывают недостатка в деньгах. Петрова через год после рождения ребенка возобновила работу и сейчас считается опытным сотрудником. Однако временами ей становится грустно, когда она видит женщину с детской коляской или когда сын говорит, что он хочет иметь брата или сестру. Она боится, что ее ребенок вырастет более эгоистичным, чем другие дети, и с тревогой думает о том времени, когда товарищи, а потом и любимая девушка будут для него важнее, чем родители.
У Козловых трое детей. Старшему 12 лет, младшему 3 года. Козловой долгое время пришлось не работать, так как дети болели, были трудности с яслями, и она не очень многого достигла в своей профессиональной деятельности. Несмотря на высокую зарплату мужа, денег на все не хватает, так как в семье пять человек. Нет времени сходить в кино, проведать подругу — много забот по хозяйству. Однако, когда она усталая приходит с работы домой и видит, как дружно играют дети, она забывает о всех неприятностях и чувствует себя счастливой матерью. Когда они с мужем говорят о будущем, то рассчитывают до конца жизни быть рядом с детьми и внуками».
После того как респондент внимательно прочел рассказ, ему предлагают один или несколько вопросов: «Какой Вы хотели бы видеть свою семью? Такой, как у Петровых, или такой, как у Козловых?» «А какой, по Вашему мнению, она будет на самом деле?»
Этот метод имеет свои преимущества перед другими, так как интерпретация полученных ответов является сравнительно простой и однозначной.
Метод псевдофактуальных вопросов. Респондентам задают наводящие вопросы фактического характера о поступках и ситуациях, связанных с их жизнью или жизнью других людей. При этом исследователя интересуют не сообщаемые сведения фактического характера, а возможность таким образом получить совокупность возможно скрываемых оценок, мнений и другой информации, «закрытой» для прямых вопросов. Предполагается, что в своих ответах респонденты будут проецировать собственные установки и мотивы. Так, например, женщинам задается вопрос: «Сколько времени Ваш муж уделяет воспитанию детей?» Отвечая на этот вопрос, женщины могут дать искреннюю информацию, связанную с их оценкой участия мужей не только в воспитании детей, но и в домашней работе и других сферах супружеской жизни.
Игровые методы — совокупность игр, построенных для выяснения установок и мотивов. В процессе игры снимаются внешние барьеры, позволяющие получить более адекватную информацию.
Проективные индикаторы в социологическом исследовании мо- гут быть разработаны и использованы только специально обученными высококвалифицированными специалистами, так как интерпретация получаемых ответов крайне сложна и не формализована. Поэтому крайне трудно получить с их помощью достаточно репрезентативные данные. В то же время в тех ситуациях, когда выдвигаются гипотезы о существовании смещений по указанным выше причинам, значение проективных индикаторов для получения качественной информации трудно переоценить. В целом, как мы ниже покажем, применение такого вида процедур весьма важно на стадии апробации многих прямых индикаторов, и это обстоятельство наряду с малоизученностью вопроса послужило основанием для столь детального анализа проективных методик.