Основная проблема: отношение "я" к другим "я", их взаимное влияние, постоянное, малозаметное или значительное. Это и определяет социальную жизнь. Основа общественного взаимодействия - индивид. Индивид - первичная социальная клеточка общества (О). О вырастает из индивида. На эту тему полемизировал он с Дюркгеймом в течение 25 лет. Для Дюркгейма О первично и из него возникает индивид, а у Тарда наоборот. Если индивид первичен, то особый интерес представляет его психология. Социальный процесс характеризует как определенную циркуляцию желаний и идей. Эта циркуляция протекает в 3-х осн. формах:
1) репетиция или имитация 2) оппозиция 3) адаптация.
Главное в О - подражание. Тард исходит из логического анализа различных форм социального взаимодействия, доказывая, что основу составляет ассимиляция индивидом установок, верования, чувств других людей. Следовательно, задача социологии - изучение законов подражания, на чем строятся человеч взаимодействия Предмет социологии - исследование и описание динамики идей, убеждений, желаний, внутренних переживаний субъекта. О - это подражание. Подражание - вид гипнотизма. Социальные конфликты объясняются противоречиями между различными направлениями подражания. Ссылаясь на механизм подражания, Тард объясняет общественное мнение, обычаи, моды, религию и все прочие социальные явления. Из подражания вытекает интерес к психологии. Толпа - физическое собрание, объединение разнородных незнакомых друг другу элементов. Общие черты толпы: вера, страсть, эгоизм, коллективное самолюбие, односторонняя иррациональная подражательность.
Классификация толпы: выжидающая толпа; внимающая толпа;
заявляющая о себе толпа; действующая толпа.
Публика - это социальное объединение, формирующееся под воздействием самоконтроля, обладающее общим самосознанием, общим интеллектом. В процессе развития общества должна 27
произойти замена толпы этим социальным объединением - публикой.
Вывод: Тард объяснял всю соцжизнь О в терминах интерпсихологии, т.е. психологического взаимодействия двух индивидов из которых один подражает другому. Элементарный социальный факт - это результат соприкосновений и взаимодействий нескольких умов.
Основоположник символического интеракционизма, американский философ и социолог Джордж Герберт Мид (1863 - 1931) исходил из признания примата социального над индивидуальным. Квалифицируя свою позицию как " социальный бихевиоризм", Мид особенно подчеркивал, что единственно правильное объяснение сознания человека может быть дано лишь в терминах поведения а не наоборот, как полагали ранее.
Мид считал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет "символическое окружение". Согласно его концепции, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств - символов, к которым он относил жесты и язык. По мнению Мида человек осознает себя, всматриваясь в других людей как в психологическое зеркало, а также действуя совместно с ними. При этом он полагал, что человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Люди постоянно разгадывают намерения других людей, анализируют их поведение, опираясь на свой опыт действий в подобных ситуациях.
Сущность теории символического интеракционизма состоит в том, что межличностное взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог. Осмысление и интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между его воздействием и ответной реакцией. В это время стимул связывается с определенным символом, на основе которого строится ответная реакция.
Отказавшись от биологизации общества, психосоциологи пытались преодолеть ограниченность эволюционизма. Их теоретические подходы приобретали все более аналитический характер. Однако это не избавило данное направление, как и всякое другое, от кризиса. Наиболее остро дискуссия о путях развития социологии проявилась в конце XIX в в Германии и была связана с именем Фердинанда Тенниса (1855 - 1836).
Теннис рассматривает общественные отношения как волевые. Он подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли. Естественная инстинктивная воля, примером которой может быть материнская любовь, направляет поведение человека как бы бессознательно. Рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером может служить торговля. Естественная воля порождает общину, рассудочная - общество. В общности господствуют инстинкты, чувства, органические отношения, в обществе - расчетливый разум. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже во "Введении в социологию' Теннис усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения "господства" и "товарищества", группы и объединения.
В 90-х годах XIX в. в русской социологической мысли ложилось как вполне самостоятельное психологическое направление. Хотя элементы психологизма встречались же у представителей субъективной школы (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).
Социолого-психологические концепции сложились в обеих крупнейших областях отечественной социологии - и в академической, и в публицистической. В социальной публицистике исключительным влиянием пользовалась субъективная социология как разновидность психологической.
В университетской науке психологическое направление ранней российской социологии было представлено наиболее ярко бихевиористами В.М. Бехтеревым, И.П. Павловым, П.А. Сорокиным. Их социологическая концепция строилась на анализе сформулированной ими цепи: физиологические процессы - нервные процессы - социальные явления.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927) - крупный ученый и организатор науки в различных областях:
невропатологии, физиологии, психиатрии, психологии, социологии. Его незаурядный талант исследователя и организатора в полной мере проявился как до, так и после Октябрьской революции.
В 1878 г. он окончил Медико-хирургическую академию, а с 1885 г. заведовал кафедрой психиатрии Казанского университета, где в 1893 г. создал психофизиологическую лабораторию. Он создал и возглавлял также журнал "Неврологический вестник". С 1893 г. он работает профессором Военно-медицинской академии, а с 1897 г. являлся профессором Женевского медицинского института, В 1908 г. он стал одним из создателей Психоневрологического института в Петербурге и его первым директором. В 1918 г. он возглавил им же созданный Институт по изучению мозга и психической деятельности, который позже был переименован в Государственный рефлексологический институт им.В.М. Бехтерева.
Главной своей научной задачей он считал создание учения о личности как основе воспитания и преодоления аномалий в ее поведении. Собственную основную научную концепцию он назвал рефлексологией, в ее рамках он выделял такие элементы как рефлексы, синдромы, симптомы. Понятия эти использовались им для диагностики различных состояний человека и, в частности, нервных заболеваний.
Бехтерев занимался также вопросами полового воспитания,
исследованием гипнотического внушения.
Основные работы Бехтерева, в которых поднята социологическая проблематика:
Сознание и его границы (1888);
Психика и жизнь.2е изд. (1904);
Внушение и его роль в общественной жизни. Зе изд. (1908);
Психорефлексология (1910);
Рефлексология (1918);
Коллективная рефлексология (1921);
Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.
Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ (1843-1915). Основные работы Де Роберти по социологии и этике, вписанные на русском языке: “Социология" (1880), “Прошедшее философии" (1886), “Новая постановка основных опросов социологии” (1909), “Понятие разума и законы вселенной" (1914), “Философия и ее задачи в XX веке” 1915).
Необходимо отметить, что взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. В 80-х годах он не считает социологию абстрактной и описательной наукой. В 90-х расширяет предмет Социологии, включает в нее мораль, реально отождествляя социологию с этикой. Он писал: “Этика, как мы ее понимаем, есть мораль, ставшая абстрактной социологией". По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают “существенные законы, управляющие нашим поведением”. задача социологии состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, этика, эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно существующее общество.