Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.
В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, Ортега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов - П. Флоренским, С. Булгаковым, Н.О. Лосским, Вл. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, Л.П. Карсавиным, Н.Ф. Федоровым и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества} возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций "благоговение перед жизнью" (А. Швейцер), "заслужи любовь ближнего" (Г. Селье), "цели для человечества" (А. Печчеи)"путь ненасилия" (М. Ганди), "ноосфера" (В.И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.
То же самое можно отнести и к эстетическим ценностям. Известное выражение Ф.М. Достоевского - "Красота спасет мир" - нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Все изложенное дает основание сформулировать понятие духовности человека, которое в светской философской традиции рассматривается, во-первых, как относительная автономность человека, его независимость от внешних влияний, а во-вторых, как то, ради чего стоит жить и отдать жизнь в случае необходимости. Духовность - это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на последнем, ибо его человек способен творить сам. В христианской философии это выражается триадой веры, надежды, любви и обнимающей их Софии, т.е. мудрости. При всех зигзагах мировой истории, человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Разд.5.
3. Лобкович Н. Что такое "личность"? // Вопросы философии. 1998. № 2.
4. Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч.: В 2 т.М., 1988. Т.1.
5. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
7. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
8. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990.