2.2 О.Конт – основатель "позитивной социологии"
Конт относится отрицательно ко всему разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания (и в теории, и в действительности), принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для обозначения контовского учения.
Что же такое "позитивное" в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова: реальное в противовес химерическому; полезное в противовес негодному; достоверное в противовес сомнительному; точное в противовес смутному; организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом "трех стадий", или "трех состояний", который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:
на теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он "стремится к абсолютному знанию". Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. На метафизической, или абстрактной стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования.Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. "постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями".
На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период — это своего рода социологическое "осевое время". Поэтому внимание к нему особенно пристальное. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерии их классификации. Здесь существуют различные подходы. Чаще всего используется принцип соотнесенности социологической концепции с другими науками (определение неизвестного через известное). Так, выделяют социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюции человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвигающие принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни; социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках; географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества; психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности. Рассматриваются в истории социологии и другие направления. Однако ни одно из них не может включить наиболее значимые, классические социологические концепции.
2.4 Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер
Г. Спенсер (1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм к сложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легко взаимозаменяться. Например, первобытные охотники, ощутив недостаток дичи, могли перекочевать на другую территорию, переключиться на рыбную ловлю или собирательство. Но в развитом обществе экономический кризис может привести к краху и политическую, и социальную, и духовную сферы. Уязвимость современного общества - в его сложности, во взаимозависимости всех его частей, поэтому по мере развития общества все большую роль играет регулирующая и контролирующая взаимодействия между людьми политическая система, аналогичная мозгу и нервной системе живого организма. Однако активное вмешательство государства в жизнь общества ведет к деградации последнего, так как возрастание интеллектуального потенциала его членов может происходить только в результате "естественного отбора", эволюционно.
Э. Дюркгейм был одним из самых талантливых и влиятельных социологов Франции конца XIX в. Он одним из первых выделил предмет социологии -социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты существуют вне сознания конкретного человека и оказывают на него внешнее давление. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, языки, денежную систему, религию и др. - все, что индивид получает готовым при рождении. Дюркгейм развил идею солидарности, как высшего морального принципа, обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда при ненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток машины, создать социальную основу разрушительных конфликтов. Дюркгейм предложил выход - укрепить солидарность членов общества правильным разделением труда, основанным на индивидуальных способностях индивидов. В конечном итоге сформируется общество, основанное на справедливости, равенстве и свободе.
М.Вебер (1864-1820) внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл "понимающей социологией". Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют "смысловые связи", на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.