Смекни!
smekni.com

Структура общества (стр. 2 из 3)

Политическое устройство – совокупность институтов и идеологий, регулирующих политическую деятельность внутри общества.

Процесс социальный – последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.

Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

Социум – большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

Статус достигнутый – значение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям.

Статус основной – статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями.

Стратификация – иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества[2].

1.4 Ученые, внесшие вклад в изучение данной темы

Родоначальник социологии О. Конт точно был эволюционистом. Э. Дюркгейма, знаменитого первого «функционалиста», в общем-то, тоже можно причислить к эволюционистам, хотя он изучал конфликт между личностью и обществом.

Пьер Бурдье и Никлас Луман – это ученые, которые разложили основы общества на «молекулы».

Основные дискуссии между социологами и обществоведами старых направлений начались с момента выхода работы М.Н. Руткевича и Ф.Р. Филиппова о социальных слоях и подытожили эти споры, в определенной степени закончила их, книга А.М. Гелюты и В.И. Староверова о рабочих-интеллигентах (Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения. – М.: Мысль, 1970; Гелюта А.М., Староверов В.И. Социальный облик рабочего-интеллнгента. – М.: Мысль, 1977.)

2. Статья «Бездомные – социальное дно общества»

Начавшееся в 90-е годы реформирование российского общества породило резкую социальную дифференциацию. В основании образовавшейся социальной пирамиды оказались самые обездоленные слои общества, к которым относятся бездомные. Бездомные – это по существу социальное дно общества. Нынешняя российская действительность возвратила нас в мир, где бездомность приобрела характер социального бедствия, не только в силу многочисленности этой категории, но и из-за явной тенденции ее роста.

Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в идентификации индивида лишь тогда, когда нет инстанции, которая присваивала бы ему социально приемлемую роль в системе общественной занятости, семье, общине. Если же такой инстанции нет, то жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям.

С целью изучения социального положения, образа жизни бездомных авторами статьи было проведено социологическое исследование в столице Республики Бурятия г. Улан-Удэ (январь – март 1998 г.; июль – август 2001 г.).

Анализ показал, что абсолютное большинство бездомных – мужчины – 179 человек (87%), и лишь 24 человека (13%) – женщины; по этнической принадлежности 198 человек назвали себя русскими, 4 – бурятами и 1 – якутом; около половины бездомных – бывшие заключенные; жителей Улан-Удэ оказалось 66 человек (30%), остальные приезжие, причем 41 человек (20%) – из сельской местности Бурятии, 102 человека (50%) – из сопредельных или отдаленных регионов; в возрастном отношении 165 человек (80%) – от 40 до 50 лет, 19% от 30 до 40 лет, 2 человека (1%) – старше 50 лет. Большинство бездомных ранее работали в промышленности, в сфере услуг, на транспорте; все имели низкий квалификационный, образовательный уровень; 95% – выходцы из малообеспеченных семей с низким социальным статусом; все словесно выражали крайне негативное отношение к современному социально-экономическому положению России и желали восстановления социалистических порядков; все считали себя обманутыми в ходе приватизации жилья, на словах выражали желание работать, если бы такая возможность была предоставлена; почти все называли себя квалифицированными работниками – «мастерами на все руки».

Внутригрупповые межличностные взаимодействия среди бездомных представляют собой, с одной стороны, отношения, основанные на конкуренции, а с другой – отношения сосуществования. Конкуренция возникает по поводу территории, на которой они выбирают из бытовых отходов что-либо пригодное для себя, по поводу занятия мест для попрошайничества и т.п. Поскольку питаются они, в основном, пищевыми отходами, которых не очень много в мусорных контейнерах, то утолить голод, возможно лишь, перебрав содержимое мусорных баков на довольно обширной территории. Бездомные данного «ареала», как правило, знакомы друг с другом, и «чужак» определяется сразу. В этом случае конфликт разрешается просто: ссора, попытка драки – и более слабый уходит.

Знакомые между собой, постоянно встречающиеся в одних и тех местах, бездомные по отношению друг к другу не агрессивны. Они знают не только имена и фамилии, но и истории падения и нынешней жизни друг друга. Наблюдения показывают, что бездомные могут по два, иногда по три человека одновременно перебирать мусор в соседних контейнерах, не вступая между собой в противоречия. Вероятно, в среде бездомных возникает особая сеть эмоционально-психологических отношений, благодаря которой каждый член этого сообщества чувствует свою принадлежность к нему и приобретает типичные для него черты, тем более что они пребывают в определенной изоляции от общества, нарушены внешние контакты.

Каковы же причины роста бездомности? Одной из основных причин являются резкое ухудшение социально-экономического положения в стране, трудности или невозможности адаптации части ее населения к новым условиям жизнедеятельности. У бездомных это проявляется в отсутствии стремления к самостоятельному принятию решений, в неспособности к активной деятельности, нежелании трудиться, причем сами они в этом не признаются (неадекватная самооценка), а считают, что своим бедственным положением они «обязаны» различным привходящим обстоятельствам. Особенно трудно проходит адаптирование у людей находившихся в местах лишения свободы, которые нередко потеряли свое жилье, связь с родственниками. Находясь в заключении, они утрачивают элементарные социальные навыки, необходимые для успешной адаптации. Этот процесс ярко описан одним респондентом, который приводит в своей работе С.А. Сидоренко: «Когда человек сидит в тюрьме, он как бы отвыкает от самостоятельности. Подъем – его поднимают, поесть – его отведут. В баню его заведут. Белье ему сменят. На работу отведут, с работы приведут. В общем, там у него происходит своего рода деградация. И когда выходишь на волю, теряешься во всех этих коридорах. Надо что-то творить, что-то себе создавать. А у человека просто опускаются руки. А в итоге – очередная судимость. Потом опять очередная».

Объективно способствует росту бездомности проведенная в начале 90-х годов приватизация и создание рынка жилья, возможность его купли-продажи. Среди воспользовавшихся этой возможностью были безработные люди, которые, продав свою квартиру или дом, оказались на улице, а вырученные деньги попросту пропивали. Не способствует решению этой проблемы и отсутствие законов, согласно которым государство обязано было бы предоставлять жилье за плату в рассрочку (дифференцировано) выпускникам детских домов и лицам, освободившимся из мест заключения. Пополняют группу бездомных и часть граждан, утративших жилье вследствие пожаров, а также мигрантов из «горячих» точек или из сельской местности.

Деятельность бездомных в целом непроизводительна. Они не создают ни материальных, ни духовных ценностей. Существуют и могут существовать благодаря производительной деятельности других людей. Их место обитания – город. Только в условиях городского сообщества они находят условия, средства для своей жизнедеятельности. В сельской местности такие условия и средства отсутствуют. Вместе с тем нельзя отрицать некоторой, хотя и весьма ограниченной, общественно-полезной деятельности. По данным исследования 65% бездомных участвуют в сортировке и сборе различных отходов, мусора, упаковочной тары и т.п., что объективно является полезной деятельностью.

Как показывает практика, преодоление бездомности в условиях нынешней рыночной экономики – сложная, трудноразрешимая задача. Репрессивная политика в этой области совершенно неэффективна. Кардинальное решение данной задачи возможно только на основе преодоления кризиса в экономике, социальной сфере и дальнейшего развития всего общественного организма.

На современном же этапе развития российского общества государство призвано осуществлять меры по ограничению роста числа бездомных, создавать условия приобщения их к посильному труду. Думается, что необходимо предоставлять бездомным пищу, одежду, ночлег, медицинскую помощь, бесплатные юридические консультации и т.д. В средних и высших учебных заведениях нужно расширять подготовку квалифицированных социальных работников, специализирующихся на работе с бездомными. В г. Улан-Удэ некоторые шаги в этом отношении предпринимаются. В частности, здесь открыт Дом ночного пребывания, которым пользовались во втором полугодии 2001 г. более 150 бездомных. По линии общества Красного Креста организовано бесплатное питание в некоторых столовых, раздача одежды. Осуществляется другие мероприятия, которые несколько облегчают положение бездомных.

Кардинальное же решение проблемы бездомных возможно только на путях глубоких преобразований всей социально-экономической сферы, общего подъема жизненного уровня народа[3].

3. Проблема и анкета

Проблема – социальное расслоение общества в городах. Специфика подхода к данной проблеме в социологии города определяется тем, что здесь динамика и состояние расслоения «привязываются» к городскому пространству, которое оказывается социально неоднородным: высшие, средние и низшие социальные слои живут в разных частях городской территории. В западной социологии анализ социально-пространственной дифференциации ведется в рамках разработанной французскими социологами концепции «престижного адреса». Высшую ценность приобретают те городские пространства, где происходит концентрация обладателей экономического, социального и культурного капитала, лежащих в основе признанного превосходства. Престижные адреса несут в себе символ господства. Именно эти территории города оказываются наиболее благоустроенными, характеризуются высокой насыщенностью объектами культуры, привлекательностью архитектурных и природных ландшафтов и экологическим благополучием. Очевидно, что разделение социальных групп в городе никогда не бывает абсолютным[4].