В этот период в России начинается процесс развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности и соответствующей подготовки кадров. Изучение зарубежного опыта позволило увидеть тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и формами социальной работы, направленными на разрешение этих проблем.
В этой связи очень важно знать, каково же сегодня общество, в условиях которого нужно осуществлять помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, имеющему те или иные проблемы. Не менее важно знать и особенности человека как представителя определенной социальной группы (половозрастной, национально-этнической, профессиональной, социально-иерархической, социально-территориальной, имущественной, социально-классовой и др.). При этом мы должны опираться на достоверное научное знание, а не на отрывочные сведения, обыденные знания. В данном плане ключевое значение имеет развитие социологии.
Вторая половина XX века в социологии характеризуется не только появлением новых больших социологических теорий, модернизацией классических социологических парадигм («сорокинский», «веберовский», «парсоновский», «дюркгеймовский» ренессанс и др.), связанных не только с саморазвитием социологического знания, глубокой трансформацией общества на цивилизационном (формационном) уровне, но и активной разработкой среднеуровневых и отраслевых социологических теорий. Они помогают связать, соединить методологический, теоретический уровень социологии с эмпирическим.
Этот уровень современного социологического знания постепенно (уже во второй половине XX века) разделился на среднеуровневые теории проблемноориентированного характера (социология управления, социология преступности, социальной адаптации, социализации и др.) и отраслевые социологические теории (социология труда, политики, образования, искусства и др.), к которым близко примыкают так называемые «объектные» социологические теории (социология молодежи, социология семьи и др.) (рис 1)
Рис. 1
Деление этих среднеуровневых социологических теорий часто имеет достаточно условный характер, расплывчатые, нечеткие границы, но оно существует вполне определенно, аргументировано, явно в абсолютном большинстве случаев. Фактически оно стало общепринятым, несмотря на то, что дискуссии по этому поводу среди специалистов ведутся и сегодня как у нас в стране, так и за рубежом.
К числу новых среднеуровневых социологических теорий в последней трети XX столетия специалисты стали относить и социологическую теорию социальной работы - социологию социальной помощи субъектам социальной жизни, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Социальная работа как явление общественной жизни, оформленная институционально, в современном виде возникла во второй половине XIX -начале XX веков. Она стала результатом усложнения жизнедеятельности человека и общества, развития гуманистических традиций социального бытия, следствием эволюции производства и социальной сферы, роста влияния последней, а также доли занятого в ней трудоспособного населения.
Со всей остротой как важнейшая проблема встал вопрос о выживании человека в новых социально-исторических и природных условиях его бытия. Это активизировало разработку проблем социальной работы, поиска адекватных ей социальных теорий.
Обычно отдельные теории концептуальных теоретических оснований социальной работы представляются в виде малых (частных) научных парадигм, совокупности которых могут составлять парадигму как традицию, общий подход в социальном мышлении. Но факт существования малых парадигм, «соперничающих» моделей социальной работы не может опровергнуть того, что существует и несколько фундаментальных традиций, которые могут доминировать при определенных социальных и научно-теоретических условиях. Так, например, по мнению М. Пейна, основная парадигма социальной работы в 1970-1980-х годах в США, Великобритании, опираясь на психоанализ и гуманистическую этику, превратилась в нечто самостоятельное, представляемое теориями и практикой психосоциальной работы. При этом шло активное формирование и «использование» и других парадигм.
В настоящее время большинство авторов склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в том числе и теорий социальной работы. К этим парадигмам относятся: «радикально-гуманистическая», «радикально-структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Причем некоторые авторы считают, что эти парадигмы представляют собой альтернативные взгляды на социальную действительность, и, соответственно, определяют и осуществляют подход к ее рассмотрению с разных точек зрения. Эти теории альтернативны в том смысле, что можно, например, оперировать различными парадигмами последовательно, но нельзя одновременно оперировать более чем одной парадигмой в конкретный момент времени, так как, принимая положение одной парадигмы, мы тем самым отрицаем положения всех остальных (рис.2).
Рис. 2
2. Суть парадигм социальной работы
Знание социологической теории, парадигмальных социологических концепций позволяет совершенствовать социальную работу и на ее микроуровне, в малой социальной группе и в непосредственных взаимодействиях с клиентом.Под парадигмой в науке понимают исследовательскую позицию некоторого научного сообщества в отношении окружающего мира. Так, различные концепции в социальной работе развиваются в русле функционалистской, радикально-структурной, радикально-гуманистической и интерпретативной социологических парадигм. Рассмотрим их подробнее.Структурный теоретический подход зародился еще в конце XIX в., он находился под влиянием не только социологии, но и экономики, и политических наук. В основном специалистов интересовали причины социальных дисфункций, поэтому в центр профессиональных взаимоотношений была поставлена фигура социального работника, который наделен социальной ответственностью за оценку и решение проблем клиента в рамках соответствующих структур общества.Другой социологический подход– как методология, альтернативная психодинамическому подходу – сложился в 30-е гг. XX в. Это был функциональный теоретический подход, связанный с именем американского специалиста В.Робинсон. При этом подходе процесс оказания помощи разворачивается в микросреде и выдвигается как услуга, функция общества. Однако основное внимание уделяется процессу изменений, за реализацию которого отвечает сам клиент. Соответственно, подчеркивается важность использования потенциала личности и социальных и культурных факторов ее развития. Роль специалиста в этом процессе состоит в том, чтобы способствовать саморазвитию клиента, предоставляя ресурсы для его обеспечения. Данный подход остается основным для функционирования служб и агенств социальной работы и в настоящее время.Функционалистская парадигма основной задачей деятельности в социальной сфере считает воздействие на клиента и среду его обитания для осуществления успешной адаптации. Этот подход заключается в рациональном объяснении социальных проблем и поиске их практических решений. Придерживаясь такого подхода, социальный работник совместно с клиентом ищет возможности достижения поставленной цели, выявляя факторы его социального окружения и формы взаимодействия с другими людьми. При этом должны быть учтены социальные факторы жизнедеятельности личности; механизмы адаптации человека к среде, возможности самостоятельного приобретения клиентом адаптивных навыков.Социологи - функционалисты, осмысливая характер общественного разделения труда, ставят вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий. Профессионализация здесь представлена как позитивный процесс, который, обеспечивая «общее здоровье социального тела», способствует осуществлению социальных преобразований таким образом, чтобы социальный конфликт и дезинтеграция оставались минимальными.
С этой позиции сам факт наличия или отсутствия в обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом зрения воспринимаются индивидом и государством социальные проблемы, формируются ли ценности гражданского общества. Она по определению играет роль посредника между индивидами, отдельными группами, частными и государственными организациями, и, как новая профессия и инновационная практика, связана с изменением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентичностей. Функционалистский подход учитывает характер разделения труда в обществе и ставит вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий.
Радикально-структурная парадигма ориентирует на развитие социальных способностей клиента как на основную задачу специалиста. Основываясь на данном подходе, в социальной работе реализуют модель деятельности, направленную на область совершения позитивных социальных перемен. Эта модель строится на категориях «наделения полномочиями» и «социальной адвокатуры». Наделение полномочиями акцентирует внимание на субъектности клиента, развитии или восстановлении его потенциала, ответственности человека за осуществление изменений своей жизненной ситуации. Социальный работник здесь выступает, прежде всего, в качестве наставника по приобретению навыков и развитию ресурсов оказания помощи. Радикально-гуманистическая парадигма выдвигает задачу изменения социальной позиции клиента. Она связана со стремлением помочь людям на основе развития их самосознания и самопознания, усиления их влияния на окружающий мир. Специалист не навязывает клиенту стратегию решения его проблемы, а дает ему возможность выбрать направление движения из различных альтернатив. В то же время социальный работник, проявляя искреннюю заинтересованность в решении проблемы, использует технологию «активного слушания», эмпатию, сопереживает эмоциям клиента и пытается построить с ним отношения социального партнерства.Интерпретативая парадигма нацеливает на изменение смысла жизни клиента. Она в большей степени, чем вышеназванные подходы, опирается на феноменологическое знание и обращает внимание специалиста на восприятие клиентом окружающей реальности и символическую интерпретацию его взаимодействий с людьми. Представления о внешнем мире возникают на основе представлений человека о себе, поэтому у него возникает возможность понять причины жизненных трудностей и преодолеть их с помощью социального работника. Особенно важно использование данной методологии при совершенствовании работы в стигматизированных группах (с наркозависимыми, больными алкоголизмом и т.д.), т.к. изменение смысложизненных ориентаций их членов составляет одну из наиболее сложных задач социальной практики.1. Функционалистская модель работы с, цель в рамках этой перспективы, − обеспечение контролирующей функции с помощью социальных институтов, социализирующих тех, кто еще не готов для общества. Работа служит для поддержки социальной сплоченности. В этой парадигме люди должны быть подготовлены к выполнению специфических ролей в обществе, работа направлена на поддержание его моральных ценностей общества, энергия молодых людей должна направляться в конструктивное русло.