По хозяйству и с малышом больше крутится Лена. Андрей подолгу пропадает в институте - все-таки пятый курс, научная работа, работа в студенческом профкоме. Оба Андрей и Лена - мечтают еще об одном ребенке, чтобы семья жила в достатке. Лена хочет быть хорошей женой, верным другом Андрею, быстрее получить отдельную квартиру.
Семья Юли и Володи скорее всего анархического типа. Каждый из них живет сам по себе. Познакомились они в общежитии, где жили. Через несколько месяцев после знакомства Юля сообщила, что ждет ребенка. Для Володи эта новость была неприятной. Поэтому можно сказать, что брак их был вынужденным. Они собирались вступить в брак, так как считали, что любят друг друга, но не так быстро. После заключения брака начались ссоры. Правда, и до заключения брака они ссорились, но не так часто. Володя бывал груб, Юля ревновала его к другим девушкам. Он сердился, считал, что настоящий мужчина может позволить себе легкие отношения с теми, кто ему нравится, супружескую верность считал предрассудком. Семейные неурядицы и маленький сын отнимали у Юли много сил и времени, и она после замужества стала хуже учиться. Володя много времени отдавал спорту, .общественной работе, встречам с друзьями. Однако его все равно не удовлетворяло то, как он проводит свободное время. Домашним хозяйством Юля с Володей почти не занимались. Сынишка часто находился в другом городе, воспитывался бабушкой. Супруги питались в столовой, стирали каждый сам себе. Оба считали свой брак неудачным.
А вот еще один портрет студенческой семьи. Николай и Ирина познакомились во время вступительных экзаменов в институт, вместе учились. Коля приехал в столицу из далекой деревушки, Ирина до института жила в областном центре с матерью и сестрой. Нелегкая женская судьба была у Ириной матери. Ей приходилось много трудиться, чтобы прокормить и одеть двух взрослеющих дочерей. С мужем она давно развелась - он много пил, семье не помогал. Занятость и постоянная озабоченность сделали ее суховатой. Ире трудно было представить, какой должна быть хорошая семья. Николай нравился ей своей практичностью, заботливостью. Ей казалось, что она сможет быть счастливой. Ирина привлекла Николая своей нежностью,своими, как он говорил, «городскими повадками». Заводить детей они не торопились, отдавали много сил учебе, общественной работе. С первых дней совместной жизни у Ирины и Николая появились разногласия по поводу распределения семейных обязанностей: кто должен; покупать продукты, убирать комнату и т. д. Ссоры возникали из-за оценок просмотренных фильмов, из-за отношений с родственниками. Николай часто упрекал Ирину в неумении тратить деньги, а их было только-только, чтобы сводить концы с концами. Ирине хотелось иметь модную одежду, а это требовало немалых затрат. Николай же считал, что это лишнее. Иногда Ирина звала Николая на какой-нибудь концерт, а он не соглашался, говоря, что билеты очень дорогие. В общем, конфликты возникали в семье довольно часто, но разрешались безболезненно. Брак свой они не считали неудачным. Мечтали скорее закончить вуз, получить жилье, иметь приличную зарплату.
Теперь рассмотрим отличительные особенности каждого из этих типов.
Сохранение чувств как одного из внутренних источников прочности возможно только в тех семьях, где царит атмосфера действенной поддержки и помощи. Семьи анархического типа самые бесперспективные в этом аспекте.
Совместимость - очень сложная, многокомпонентная многоуровневая характеристика. Применительно к семье как малой социальной группе это групповая совместимость, проявляющаяся в способности ее членов (супругов) согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения при выполнении различных семейных функций. Совместимость имеет несколько уровней. На нижнем уровне выступает психофизиологическая совместимость темпераментов. Этот компонент нами не изучался. Следующий уровень - согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений супругов о том, что, как, в какой последовательности должны они делать при решении общей задачи. В своем исследовании мы проследили это на отношении супругов к семейным ценностям: распределению семейных обязанностей, уважению интересов и увлечений другого супруга, взаимной любви, воспитанию детей достойными гражданами, и взаимной материальной и моральной заботе, взаимопониманию между мужем и женой.
Требования к браку представители разных типов семей предъявляют неодинаковые. «Демократы», например, и мужчины и женщины, почти всегда считают обязательными и семенной жизни взаимопонимание между супругами, воспитание детей достойными гражданами, взаимную материальную и моральную поддержку, любовь, уважение интересов и увлечений супруга (от 96,5 до 82,1 %). Меньшее значение придается справедливому распределению обязанностей между мужем и женой. Но,даже в случаях, если оно считается необязательным, то называется хотя бы желательным. Высокие требования обоих супругов, предъявляемые к браку, обеспечивают и его «лучшее качество», побуждая действовать в избранном направлении. «Автократы» также придерживаются таких требований, однако как мужья, так и жены взаимную любовь супругов считают обязательным условием семейной жизни в двух третях случаев, а одна треть - лишь желательным. Этот нюанс может свидетельствовать о том, что даже в молодые годы супруги больше нацелены на получение при помощи брака; каких-то других благ, нежели теплоты эмоций. Женщины-«анархистки» предъявляют к браку по сравнению со своими мужьями более жесткие требования. Каждая из них считает обязательным взаимопонимание, воспитание детей достойными гражданами, 91,7 % - взаимную любовь и поддержку (хотя на деле, как мы в этом убедились раньше, сами такую поддержку оказывают редко) и более, чем женщины из других семей, требуют справедливого распределения обязанностей между супругами (75 %). Мужья-«анархисты» по сравнению со своими женами и мужьями из других типов семей; весьма снисходительны в своих требованиях к семейной жизни. Чаще всего (75 %) они считают необходимым взаимопонимание, реже всего (41,7 %) -- справедливое распределение обязанностей. Четверть из них считают последнее условие желательным, а еще одна четверть - совсем не осязательным, Создается впечатление, что жены из семей анархического типа стремятся больше получать or супруга, чем отдавать. В то же время мужья-«анархисты» также не созрели для семейной жизни, их энергия больше направлена на поиск себя, потому что и в учебной, и в общественной деятельности они не преуспели, и представления о семейных ценностях у них довольно туманны. Из-за разницы представлений супругов и недооценки семейных ценностей почти в каждой второй семье анархического типа происходят частые ссоры. Из-за распределения семейных обязанностей возникают ссоры и в каждой четвертой семье неопределившегося типа (сравните: в семьях демократического типа ссоры на этой почве происходят лишь в каждой двенадцатой семье).
Самый высокий уровень совместимости супругов это совместимость их жизненных устремлений. В ходе опроса мужьям и женам предлагалось определить свое отношение к целям, которые можно сгруппировать следующим образом:
- потребительские, меркантильно-гедонистические: получить престижное распределение после окончания вуза; иметь побольше дорогих и модных вещей; иметь возможность получать «легкие» деньги; приобрести выгодные знакомства, полезные связи; побольше развлекаться;
- социально значимые, внесемейные: постараться работать там, где больше нужны мои знания; как можно больше времени отдавать общественной работе, быть в гуще событий; стать человеком, с мнением которого считаются в коллективе; иметь репутацию честного человека, хорошего товарища; постоянно совершенствоваться, повышать уровень знаний;
- традиционные, общественно одобряемые: стать хорошим специалистом; иметь хорошую зарплату; иметь творческую, интересную работу; получить комфортабельное жилье; быть хорошим мужем (женой); быть хорошим воспитателем своих детей; приобрести автомобиль, дачу; спокойно жить для себя и семьи.
Чтобы определить успешность того или иного типа семьи с точки зрения общественного интереса, важно было выяснить, какие жизненные цели объединяют или наоборот разъединяют супругов, какие устремления присущи тому или иному типу студенческой семьи.
Анализ жизненных целей семей демократического типа показал, что первые места занимают чисто потребительские цели меркантильно-гедонистического плана. Как мужья, так и так и жены ориентированы на приобретение дорогих и модных вещей, получение «легких» денег; приобретение выгодных знакомств, полезных связей, развлечения, приобретение автомобиля, дачи, получение престижною распределения после окончания вуза. Но почти так же значимо и для мужа и для жены стремление к достижению хорошего социального и семейного статуса, профессиональных успехов. Выявилось общее желание супругов жить, спокойно для семьи, а также тесная связь между целью мужей иметь творческую работу, а жен быть хорошей воспитательницей своих детей.
И хотя потребительские жизненные цели мужей и жен из демократического типа семей являются схожими и ведущими, однако высок удельный вес социально значимых и общественно одобряемых целей. У женщин отмечена направленность не только на семейную деятельность, но и на профессиональные успехи. Мужчины больше нацелены на профессиональную деятельность, однако для них важно и выполнение семейных ролей. Просматривается некоторая дифференциация женских и мужских целей, разделение между ними ролей: большая ориентация женщин на семью, мужчин - : на достижение высокого профессионального статуса. Некоторое разочарование у нас вызвала высокая потребительская направленность семей этого типа. Однако, как мы считаем, она обусловлена объективными условиями, существующими в нашем обществе, той структурой жизненных ценностей, которая в нем сложилась. Семьи демократического типа попали под это влияние, жизнь заставляет их стремиться к в общем-то нормальным человеческим целям, но при помощи «негодных», осуждаемых сегодня средств. Нет ничего противоестественного в том, что студенты стремятся жить материально хорошо и красиво, но беда в том, что средства для этого выбираются порочные: выгодные связи, полезные знакомства, возможность иметь «легкие» деньги по крайней мере, гораздо чаще, чем иметь обеспеченную жизнь при помощи хорошей зарплаты. Однако объединяющая супругов-«демократов» глубинная связь является нравственно здоровой.