Смекни!
smekni.com

Студенческая семья и ее проблемы (стр. 3 из 7)

По хозяйству и с малышом больше крутится Лена. Ан­дрей подолгу пропадает в институте - все-таки пятый курс, научная работа, работа в студенческом профкоме. Оба Андрей и Лена - мечтают еще об одном ре­бенке, чтобы семья жила в достатке. Лена хочет быть хорошей женой, верным другом Андрею, быстрее полу­чить отдельную квартиру.

Семья Юли и Володи скорее всего анархического типа. Каждый из них живет сам по себе. Познакомились они в общежитии, где жили. Через несколько месяцев после знакомства Юля сообщила, что ждет ребенка. Для Во­лоди эта новость была неприятной. Поэтому можно ска­зать, что брак их был вынужденным. Они собирались вступить в брак, так как считали, что любят друг друга, но не так быстро. После заключения брака начались ссоры. Правда, и до заключения брака они ссо­рились, но не так часто. Володя бывал груб, Юля рев­новала его к другим девушкам. Он сердился, считал, что настоящий мужчина может позволить себе легкие отношения с теми, кто ему нравится, супружескую вер­ность считал предрассудком. Семейные неурядицы и маленький сын отнимали у Юли много сил и времени, и она после замужества стала хуже учиться. Володя много времени отдавал спорту, .общественной работе, встречам с друзьями. Однако его все равно не удовлет­воряло то, как он проводит свободное время. Домашним хозяйством Юля с Володей почти не занимались. Сынишка часто находился в другом городе, воспитывался бабушкой. Супруги питались в столовой, стирали каждый сам себе. Оба считали свой брак неудачным.

А вот еще один портрет студенческой семьи. Николай и Ирина познакомились во время вступительных экзаменов в институт, вместе учились. Коля приехал в столицу из далекой деревушки, Ирина до института жила в областном центре с матерью и сестрой. Нелег­кая женская судьба была у Ириной матери. Ей при­ходилось много трудиться, чтобы прокормить и одеть двух взрослеющих дочерей. С мужем она давно раз­велась - он много пил, семье не помогал. Занятость и постоянная озабоченность сделали ее суховатой. Ире трудно было представить, какой должна быть хорошая семья. Николай нравился ей своей практичностью, за­ботливостью. Ей казалось, что она сможет быть счастливой. Ирина привлекла Николая своей нежностью,своими, как он говорил, «городскими повадками». Заво­дить детей они не торопились, отдавали много сил уче­бе, общественной работе. С первых дней совместной жиз­ни у Ирины и Николая появились разногласия по поводу распределения семейных обязанностей: кто должен; покупать продукты, убирать комнату и т. д. Ссоры воз­никали из-за оценок просмотренных фильмов, из-за от­ношений с родственниками. Николай часто упрекал Ири­ну в неумении тратить деньги, а их было только-толь­ко, чтобы сводить концы с концами. Ирине хотелось иметь модную одежду, а это требовало немалых зат­рат. Николай же считал, что это лишнее. Иногда Ири­на звала Николая на какой-нибудь концерт, а он не соглашался, говоря, что билеты очень дорогие. В об­щем, конфликты возникали в семье довольно часто, но разрешались безболезненно. Брак свой они не считали неудачным. Мечтали скорее закончить вуз, получить жилье, иметь приличную зарплату.

Теперь рассмотрим отличительные особенности каж­дого из этих типов.

Сохранение чувств как одного из внутренних источников прочности возможно только в тех семьях, где царит атмосфера действенной поддержки и по­мощи. Семьи анархического типа самые бесперспектив­ные в этом аспекте.

Совместимость - очень сложная, многокомпонентная многоуровневая характеристика. Применительно к семье как малой социальной группе это групповая сов­местимость, проявляющаяся в способности ее членов (су­пругов) согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения при выполнении различных семейных функций. Совместимость имеет несколько уровней. На нижнем уровне выступает психофизиологическая совме­стимость темпераментов. Этот компонент нами не изу­чался. Следующий уровень - согласованность функцио­нально-ролевых ожиданий, представлений супругов о том, что, как, в какой последовательности должны они де­лать при решении общей задачи. В своем исследова­нии мы проследили это на отношении супругов к се­мейным ценностям: распределению семейных обязанно­стей, уважению интересов и увлечений другого супруга, взаимной любви, воспитанию детей достойными гражданами, и взаимной материальной и моральной заботе, взаимопониманию между мужем и женой.

Требования к браку представители разных типов семей предъявляют неодинаковые. «Демократы», например, и мужчины и женщины, почти всегда считают обя­зательными и семенной жизни взаимопонимание между супругами, воспитание детей достойными гражданами, взаимную материальную и моральную поддержку, лю­бовь, уважение интересов и увлечений супруга (от 96,5 до 82,1 %). Меньшее значение придается справедливому распределению обязанностей между мужем и женой. Но,даже в случаях, если оно считается необязательным, то называется хотя бы желательным. Высокие требо­вания обоих супругов, предъявляемые к браку, обеспе­чивают и его «лучшее качество», побуждая действовать в избранном направлении. «Автократы» также придер­живаются таких требований, однако как мужья, так и жены взаимную любовь супругов считают обязательным условием семейной жизни в двух третях случаев, а одна треть - лишь желательным. Этот нюанс может свидетельствовать о том, что даже в молодые годы супруги больше нацелены на получение при помощи брака; каких-то других благ, нежели теплоты эмоций. Женщины-«анархистки» предъявляют к браку по сравнению со своими мужьями более жесткие требования. Каждая из них считает обязательным взаимопонимание, воспитание детей достойными гражданами, 91,7 % - взаимную любовь и поддержку (хотя на деле, как мы в этом убедились раньше, сами такую поддержку оказывают редко) и более, чем женщины из других семей, требуют справедливого распределения обязанностей между супругами (75 %). Мужья-«анархисты» по сравнению со своими женами и мужьями из других типов семей; весьма снисходительны в своих требованиях к семей­ной жизни. Чаще всего (75 %) они считают необходимым взаимопонимание, реже всего (41,7 %) -- справед­ливое распределение обязанностей. Четверть из них счи­тают последнее условие желательным, а еще одна четверть - совсем не осязательным, Создается впечатление, что жены из семей анархического типа стремятся больше получать or супруга, чем отдавать. В то же время мужья-«анархисты» также не созрели для семей­ной жизни, их энергия больше направлена на поиск себя, потому что и в учебной, и в общественной дея­тельности они не преуспели, и представления о семей­ных ценностях у них довольно туманны. Из-за разни­цы представлений супругов и недооценки семейных цен­ностей почти в каждой второй семье анархического типа происходят частые ссоры. Из-за распределения семей­ных обязанностей возникают ссоры и в каждой четвер­той семье неопределившегося типа (сравните: в семьях демократического типа ссоры на этой почве происходят лишь в каждой двенадцатой семье).

Самый высокий уровень совместимости супругов это совместимость их жизненных устремлений. В ходе опроса мужьям и женам предлагалось определить свое отношение к целям, которые можно сгруппировать сле­дующим образом:

- потребительские, меркантильно-гедонистические: по­лучить престижное распределение после окончания ву­за; иметь побольше дорогих и модных вещей; иметь возможность получать «легкие» деньги; приобрести выгодные знакомства, полезные связи; побольше развле­каться;

- социально значимые, внесемейные: постараться ра­ботать там, где больше нужны мои знания; как мож­но больше времени отдавать общественной работе, быть в гуще событий; стать человеком, с мнением которого считаются в коллективе; иметь репутацию честного че­ловека, хорошего товарища; постоянно совершенствова­ться, повышать уровень знаний;

- традиционные, общественно одобряемые: стать хо­рошим специалистом; иметь хорошую зарплату; иметь творческую, интересную работу; получить комфортабель­ное жилье; быть хорошим мужем (женой); быть хоро­шим воспитателем своих детей; приобрести автомобиль, дачу; спокойно жить для себя и семьи.

Чтобы определить успешность того или иного типа семьи с точки зрения общественного интереса, важно было выяснить, какие жизненные цели объединяют или наоборот разъединяют супругов, какие устремления присущи тому или иному типу студенческой семьи.

Анализ жизненных целей семей демократического типа показал, что первые места занимают чисто потре­бительские цели меркантильно-гедонистического плана. Как мужья, так и так и жены ориентированы на приобре­тение дорогих и модных вещей, получение «легких» денег; приобретение выгодных знакомств, полезных связей, развлечения, приобретение автомобиля, дачи, получение престижною распределения после окончания ву­за. Но почти так же значимо и для мужа и для жены стремление к достижению хорошего социального и се­мейного статуса, профессиональных успехов. Выявилось общее желание супругов жить, спокойно для семьи, а также тесная связь между целью мужей иметь твор­ческую работу, а жен быть хорошей воспитатель­ницей своих детей.

И хотя потребительские жизненные цели мужей и жен из демократического типа семей являются схожими и ведущими, однако высок удельный вес социально зна­чимых и общественно одобряемых целей. У женщин от­мечена направленность не только на семейную деятель­ность, но и на профессиональные успехи. Мужчины боль­ше нацелены на профессиональную деятельность, одна­ко для них важно и выполнение семейных ролей. Про­сматривается некоторая дифференциация женских и муж­ских целей, разделение между ними ролей: большая ори­ентация женщин на семью, мужчин - : на достижение высокого профессионального статуса. Некоторое разоча­рование у нас вызвала высокая потребительская на­правленность семей этого типа. Однако, как мы считаем, она обусловлена объективными условиями, существую­щими в нашем обществе, той структурой жизненных ценностей, которая в нем сложилась. Семьи демокра­тического типа попали под это влияние, жизнь застав­ляет их стремиться к в общем-то нормальным челове­ческим целям, но при помощи «негодных», осуждаемых сегодня средств. Нет ничего противоестественного в том, что студенты стремятся жить материально хорошо и красиво, но беда в том, что средства для этого вы­бираются порочные: выгодные связи, полезные знаком­ства, возможность иметь «легкие» деньги по край­ней мере, гораздо чаще, чем иметь обеспеченную жизнь при помощи хорошей зарплаты. Однако объединяющая супругов-«демократов» глубинная связь является нрав­ственно здоровой.