Смекни!
smekni.com

Сущность социальных отношений, типологий, ценностных и нормативных характеристик (стр. 5 из 12)

Выбор источников власти зависит от желаний и потребностей объекта, подвергающегося воздействию, а также от вида поведения, к которому субъект хочет его склонить. Но, выбрав надлежащий источник власти, субъект чаще всего испытывает сомнения в успешности его применения. Это может выражаться в неуверенности в своих силах, боязни потерять свое Я и т. д. (п. 4, рис. 1). Субъекту власти далеко не всегда удается преодолеть барьер недостаточной уверенности в себе. В том случае, если барьер не возникает или успешно преодолевается, субъект начинает применять средства воздействия, которые «отчасти отвечают избранному источнику власти, отчасти зависят от индивидуальных особенностей использующего власть, от его восприятия ситуации и от оказываемого сопротивления». На рис. 1 этот момент помечен как п. 5. В зависимости от ситуации субъект власти обычно использует институциональные средства, которые являются более жесткими, чем личностные.

Действия источников власти приводят к определенной реакции объекта воздействия (п. 6, рис. 1). Объект может полностью подчиниться власти, а может, подчинившись, затаить злобу, испытывать чувство мести. Достижение цели субъектом власти приводит к изменению его состояния (п. 7, рис. 1). У него могут появиться новые мотивы власти, успокоение, уверенность в своих силах. Он удовлетворяет блокируемую объектом воздействия собственную потребность. Как только у субъекта возникает новая потребность и применении власти, весь процесс повторяется.

Неопределенность и власть.Приобретение и перераспределение власти в группе или организации во многом зависят от неопределенности как внешних, так и внутренних условий существования и функционирования социальной общности. Когда индивиды не имеют представления о том, что им делать, куда идти и каким образом поступать, они наделяют большими прерогативами власти тех, кто компетентен в области неясных вопросов и методов дальнейших действий, тех, кто укажет им (хорошо или плохо), как надо поступать в той или иной ситуации.

Представляют ли индивиды точно, в какой ситуации можно использовать те или иные средства или применять те или иные основания власти? К сожалению, каждый ограничен в своих действиях, так как не имеет либо соответствующих знаний, либо достаточной информации. Для крупных и сложных организаций характерен целый лабиринт неопределенностей, обусловленных переплетающимися взаимоотношениями между структурными единицами, множественностью и противоречивостью внешних условий их деятельности. В связи с этим члены организации находятся в замешательстве, натыкаясь на невидимые стены, созданные их собственным незнанием.

Одно из главных обобщений, выявляемых в ходе изучения различных организаций и профессий, состоит в том, что властными позициями обладают те, которые контролируют наиболее необходимые, «критические» области неопределенности в организации. Например, экономист или юрист, не имеющий официальной власти, может диктовать свою волю руководителю в сложных ситуациях принятия решений в экономической или юридической областях. Не знающий же способов действий руководитель вынужден подчиняться требованиям этих экспертов, которые имеют над ним власть в данной области. Но не все эксперты могут обладать такой властью. Их влияние на руководителя во многом зависит от степени простоты решения проблемы. Если данный тип решаемой проблемы встречается в деятельности руководителя неоднократно, он уже имеет представление о путях ее разрешения и сам может выступить в качестве судьи по данному вопросу. В этом случае эксперт меньше влияет на поведение руководителя.

Однако уже само наличие проблемы в поле значительной неопределенности дает эксперту весьма большую власть. Парадоксально, но факт — чем подробнее и качественнее проводится экспертиза, тем менее вероятно, что эксперт будет обладать властью над руководителем. Это происходит потому, что компетентный специалист, наиболее полно разрешающий проблему сразу, как только она появляется, делает ее решение доступным для других лиц. Следовательно, эксперты и компетентные специалисты в узких областях, если они хотят сохранить власть, не должны принижать проблему до уровня, доступного среднему менеджеру, но, с другой стороны, они должны стремиться, чтобы их советы были максимально эффективными. Тогда зависимость исполнителя от эксперта приводит к появлению чувства уважения к последнему, и создается возможность возникновения скрытой власти.

Такое положение вещей объясняет то обстоятельство, что некоторые профессии могут быть источниками большей власти, чем все остальные. Возьмем, например, автомеханика и врача. Искусство механика не приводит к зависимости от его деятельности: в конце концов, можно довериться другому механику или разобраться в поломке самому. Напротив, врач, берущийся за излечение серьезной болезни, как правило, обладает большей властью над пациентом. Даже ошибки в диагнозе и методах лечения обычно не осуждаются. Все дело в том, что медицина является областью деятельности более таинственной и неопределенной, чем механика, и это служит одним из главных условий высокого престижа медицины.

Таким образом, часть искусства завоевания власти состоит в том, чтобы создать впечатление, что мы делаем уникальную работу, не доступную большинству, и что эта работа крайне необходима для кого-то. Политики, руководители предприятий, предприниматели могут внушать определенным группам людей уважение и повышать свой престиж благодаря тому, что они знают, как поступать в ситуациях неопределенности.

Следует отметить, что власть в условиях неопределенности может проявляться как на нижних, так и на верхних уровнях организации. На некоторых предприятиях, например, обслуживающие и ремонтные рабочие обладают большей властью, чем остальные. Если каждый обычный рабочий выполняет достаточно рутинную работу, ремонтники включаются только в момент сложной поломки или непредвиденных обстоятельств. В некоторых ситуациях только ремонтники знают, что нужно предпринять, чтобы вернуть предприятие или цех к нормальной работе. Они делают свою работу быстро или медленно, сами назначают цену, поскольку больше никто не знает о серьезности проблемы. Поэтому ремонтные рабочие могут распространять свое влияние на другие аспекты организационной жизни, сильно ограничивая при этом власть руководителя.

Таким образом, власть в организации, ее объем и распространение во многом зависят от разных случайных событий. Власть может осуществляться немногими людьми, контролирующими те области деятельности, где существует неопределенность. Сложности в руководстве возникают тогда, когда перед руководителем имеется несколько путей и он не способен найти оптимальное и удовлетворительное решение возникшей проблемы. Такой руководитель попадает в зависимость от других и начинает терять свою власть. Власть все больше переходит к тем, кто владеет информацией, знаниями и навыками, помогающими в разрешении возникающих проблем. Именно эти ценности служат основными ресурсами получения власти в условиях неопределенности.[7, 119c]


2.2 Виды власти в современном обществе

Власть имеет много степеней и форм проявления, включающих с себя, с одной стороны, вспышки раздражения у маленьких детей, на которые быстро реагируют их родители, а с другой стороны -армейскую мобилизацию больших масс населения. Мы в данной главе рассматриваем пять основных видов власти в обществе: власть представителей элиты, власть организованных групп, власть неорганизованных масс, власть разрушительного протеста и власть закона.

Власть элиты. Каждое сложное общество содержит в своем составе очень незначительное число членов, действительно обладающих огромной властью. Группа, контролирующая поведение многих сотен тысяч или миллионов людей, называется властной элитой. Членство во властной элите чаще всего бывает наследственным, однако в некоторых обществах мы сталкиваемся с достигаемыми статусами во властной элите. Это представляется как весьма существенное различие. Например, в древнем Китае такую элиту составляли ученые, включенные в конфуцианскую классическую научную элиту, а также крупные землевладельцы и военные лидеры. В средневековой Европе властную элиту составляли крупные священники и землевладельческий нобилитет. После промышленной революции властная элита в Европе усилилась бизнесменами, которые в конце концов заняли в ней одно из ведущих мест за счет быстро растущего богатства. В Советском Союзе, когда от власти были отстранены капиталисты и помещики, наибольшую власть получила новая элита, состоящая из партийных функционеров и представителей администрации. В Великобритании, когда произносят слово «истеблишмент», то подразумевают несколько тысяч богатых и влиятельных членов общества, которые отличаются благородным и знатным происхождением, обучавшимся в основном в Итоне и Харроу, а затем в Оксфорде и Кембридже. В то же время в США под истеблишментом понимают некоторый слой с весьма обеспеченными членами общества...

Богатство как элита. Американский социолог Ф. Ландберг считает, что богатство приносит власть, которая обычно реализуется косвенным способом, в то время как члены 60 богатейших фамилий изредка занимают важные государственные посты. Наибольшее влияние этой небольшой группы передается через их способность направлять и контролировать тех, кто действительно занимает важнейшие позиции в иерархии государственного управления. Эта власть кошелька распространяется на крупных управляющих, политиков, военных, президентов колледжей и т. д. Корпорации контролируются через собственность ее владельцев, вкладчики и спонсоры могут держать многие организации и высшие учебные заведения под своим контролем.