Смекни!
smekni.com

Сущность трудовой помощи как социального призрения в России (стр. 3 из 4)

В 1867г. был принят устав Общества попечения больных и раненых воинов, которое впоследствии переименовано в Российское Общество Красного Креста. С конца 60-х гг. XIX в. создаются местные комитеты Красного Креста. В период с 1876-1880 гг. в губернских городах появилось 88 местных отделений Красного Креста. Его цель оказание помощи больным и раненым солдатам отечественной или союзной армий.В мирное время Общество открывало школы для обучения персонала, оказывало инвалидам войны материальную помощь, помогало пострадавшим от стихийных бедствий. Местные органы Красного Креста занимались подготовкой сестер милосердия. Всего в общинах получило подготовку свыше 4 тыс. сестер[18,с.103].

В связи с голодом 1891-1892 гг. был учрежден особый комитет Красного Креста, который работал в 22 губерниях. Им открыто 3400 учреждений: столовых, чайных, приютов, ночлежных домов, пекарен и складов. В начале XX в. существовало 630 учреждений Красного Креста.[18,с.105].

Другим прогрессивным направлением благотворительной деятельности в конце XIX в. являлась трудовая помощь. В 1895г. в стране действовало 43 дома трудолюбия, в 1900 насчитывалось 130. В 1906г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах переименовано в Попечительство о трудовой помощи, которое занималось содержанием Домов трудолюбия, трудовых пунктов, лечебно-продовольственных станций, детских яслей, ночлежных домов, столовых, исправительных и воспитательных учреждений, посредни­ческих контор являвшихся, по существу, прообразами будущих бирж труда, организации общественных работ в период неурожаев и стихийных бедствий. В конце XIX - начале XX вв. его деятельность охватывала до 3 млн. человек и оказывала существенное воз­действие на внутриполитическое и экономическое положение страны[20,c.103].

Развитие капитализма в России привело к росту численности людей лишившихся традиционных основ жизни и прежних источников существования и, следовательно, нуждавшихся в помощи. Сложившаяся ситуация потребовала от правительства реформ и в области социального призрения. Казенных средств для социального призрения было недостаточно и деятельность приказов не всегда соответствовала своему назначению. Многие относились к делу формально. В 1864г. упраздняются Приказы общественного призрения и все их благотворительные учреждения передаются городским управам и земствам. Переход заведений из ведения Приказов общественного призрения в руки земств и городского управления произошел не сразу. Этому предшествовал период многолетних бюрократических тяжб. Они оставили в наследство органам местного самоуправления 784 учреждения. Особенно в неудовлетворительном состоянии были медицинские и благотворительные заведения. Повсеместно наблюдались плохие санитарно-гигиенические условия, обветшалость зданий или их неприспособленность[7,с.97].

Первые шаги земств в сфере социального призрения были сопряжены с целым рядом трудностей. Например, в статьях положения о губернских и уездных земских учреждениях недостаточно оговаривались права и обязанности, не определялись функции по социальному призрению и степень ответственности в случае их невыполнения.

2.2. Деятельность учреждений социального призрения.

Во второй половине XIX в. сложилась система общественного призрения, которая отражала основные тенденции благотворительного движения в Российской империи, хотя и не с таким размахом, как это было свойственно столичным регионам. Социокультурная ситуация в российской провинции отличалась многообразием форм и проявлений.

Общей целью открытия всех приютов являлось стремление оказать помощь неимущим родителям, дать образование и воспитание детям. В приюте получали начальное образование, приобретали практические знания и умения необходимые для самостоятельной жизни.

Расходы на приюты уплачивались из процентов, приходившихся на капиталы Общества содержавшихся в ценных бумагах и пожертвования. В среднем в год на одну девочку тратилось 90 рублей, а на мальчика 66 рублей. Со временем при сохранении относительной численности воспитанников расходы на содержание детей росли. В 1905г. на одну девочку в год истрачено ─ 113 рублей, на мальчика 93 рубля[16,с.52].

Существуют примеры, когда общественные заведения пе­реходили под контроль благотворительных ведомств. Так, Обоянский детский уездный приют был открытый в 1894г., через десять лет своего существования из-за нехватки финансовых средств перешел в Ведомство учреждений императрицы Марии[9,с.156].

Вторым по значимости было Общества Красного Креста. В Воронеже местное управление открыто в 1872г., а комитеты существовали во всех уездных городах. С 1875г. в Курске стало действовать управление Россий­ского Общества Красного Креста и его комитеты. Организация и содержание больных и раненых производилась на средства местного управления Красного Креста и добровольные пожертвования частных лиц и обществ.

Инициатива учреждения в Воронежской и Курской губерниях общин сестер милосердия принадлежала главному военно-медицинскому управлению. Они были организованы в 1893г. Учебная программа предусматривала изучение гигиены, анатомии, хирургии, физиологии, терапии, закона божьего. Курс обучения рассчитан на один год (в объеме курса и практических занятий, установленных правилами МВД и программ Главного управления Российского Общества Красного Креста от 19 февраля 1882г.). В отличие от Воронежской Общины сестер милосердия в Курской сестры имели возможность проходить стажировку при своей больнице, а не в Губернской земской больнице.

В Воронежской губернии в 1817г. был основан Попечительный о бедных Комитет Императорского Человеколюбивого общества. Круг деятельности Комитета включал в себя разнообразные направления: помощь пострадавшим от стихийных бедствий и несчастных случаев, выкуп из тюрем должников, помощь в сборе приданого бедным девушкам, помощь в похоронах неимущим, оказание помощи недееспособным, воспитание и обучение детей, организация работ или трудоустройство безработных вплоть до снабжения их необходимым материалом и сбытом готовой продукции, выплата пособий во время эпидемия. Крупным направлением в деятельности отделения Попечительства о бедных являлась работа Женского благотворительного отделения. Особенное внимание уделялось развитию женского труда и оказанию помощи в сбыте готовой продукции.

Попечительство о Домах Трудолюбия и работных домах были представлены во многих губерниях, где занимались изготовлением картонных коробок, пакетов, конвертов и других канцелярских товаров, печатным делом. Содержался Дом на средства от продажи изделий, поденных работ[11,с.114].

Преобразования 60-х – 70-х гг. ХIХ в. привели к возникновению новых органов власти на местах – земств. Трудности в работе данных учреждений были связаны с дефицитом финансовых средств, наличием бюрократических проволочек, с перечислением денег с банковского счета, ранее принадлежавшего Приказу общественного призрения. Материальные средства заведений складывались из недвижимых имуществ, капиталов, пожертвований, пошлин, штрафных и пенных денег, кружечных сборов, процентов от карточных игр, обязательных пособий от городов и земств, субсидий Государственного казначейства.

В ведении губернских земств находились и приюты для подкидышей. Содержались приюты за счет губернского земского сбора. В приюте дети находились около двух месяцев. Затем их отдавали на усыновление к опекунам. Опекуны, бравшие детей на воспитание, получали установленную плату. Существовали случаи вымогательства денег с опекунов. В результате многочисленных жалоб, поступавших от крестьян на священнослужителей, наблюдение за приемными родителями передалось губернским и уездным гласным и мировым судьям.

Другим направлением в работе земств по социальному призрению детей являлось создание приютов-яслей на летнее время. Их создание связано с высокими показателями детской смертности. На создание и содержание каждого приюта-яслей Губернская земская управа выделяла 250 рублей. Для уменьшения расходов на содержание призреваемых практиковалось вместо предоставления места в богадельне назначать денежное пособие.

В функции земств входило не только управление больницами и благотворительными заведениями, но и оказание единовременной помощи населению, пострадавшему в результате стихийных бедствий. Во время неурожая государство через земские управы оказывало крестьянам значительную материальную помощь.

Все богоугодные заведения, находящиеся в ведении земств подвергались ежегодной проверке ревизионной комиссии Губернского земского собрания, которая осуществляла тщательную проверку финансовой деятельности богоугодных заведений, пресекая возможные случаи денежных махинаций.

В Курской губернии в ведении земства находился дом умалишенных. Пациентам старались обеспечить не просто качественный уход, но и организовать их досуг. Земская управа назначила специальных лиц, в обязанности которых входило чтение книг, ведение беседы и игры с подопечными, был приобретен орган[8,с.24].

Благотворительная деятельность городских управ в целом имела схожую направленность с работой земств. Контроль за расходом городских средств принадлежал не городскому обществу, а правительству. Основным источником городских доходов было прямое налоговое обложение местных жителей, платежеспособность которых оставалась низкой. Поэтому город не всегда мог ответить положительно на инициативу губернатора об организации для беднейших жителей бесплатной врачебной или другой помощью.


Заключение

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут люди, которые по разным причинам нуждаются в призрении, помощи и защите. Однако в каждой стране развитие социального призрения имеет свои исторические особенности. В России они обусловлены сильным влиянием таких факторов, как географический, геополитический, религиозный, условия материального производства, социальная организация. Все это породило способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени; возникновению устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное для русских людей чувство доброты, составляющее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждающимся, национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны. Эти особенности русской истории не могли не оказать соответствующего влияния на характер возникновения и формирования системы социального призрения в России, основные этапы ее развития, формы и методы социально-защитной деятельности нуждающихся, и в первую очередь нуждающихся детей, место и взаимоотношение государственного, общественного и частного призрения.