Принцип социального детерминизма подвергается критике или не признается вовсе в неклассической социологии, получившей широкое распространение на Западе. Так, в социологии неокантианства отрицается закономерность как свойство самой социальной реальности на том основании, что история рассматривается через призму неповторимых индивидуальных, уникальным образом комбинированных социальных явлений. А раз последняя состоит из совокупности неповторяющихся, в своем роде единичных и своеобразных фактов, то не имеет смысла говорить о законе истории, значит, цели, возникающие у людей, живущих сегодня, не связаны непосредственно с социальными условиями, сформированными в предшествующие периоды времени, и выступают как результат свободного волеизъявления.
В феноменологии вообще утрачивается смысл поиска объективных причин происходящего в социальной жизни, поскольку в основе данной социологической концепции лежит восприятие и конструирование субъектом социальной реальности. В этом случае, как справедливо отмечает В.Я. Ельмеев, "приписываемые субъектам, идущие от субъекта значения, составляют предел социологического знания, служат последними данными, с которыми имеет дело социолог. Значения, которые конструируются участниками повседневной жизни, не могут быть верифицированы, а потому не может быть найдена их причина в объективной социальной реальности, которая лишается всякой предметной реальности." В данной социологической концепции цели не выводятся за рамки сознания, они конструируются в процессе обмена символами, смыслами и значениями.
На наш взгляд, отрицание социального детерминизма приводит либо к чисто субъективной трактовке целей, либо к противопоставлению индивида и общества. Подход, согласно которому общество рассматривается как искусственное образование, а социальное развитие - как непосредственное продолжение действий личности, в конечном итоге базируется на признании дуализма сущности человека и общества, что, на наш взгляд, неверно. Как ранее было показано, у человека не и не может быть иной сущности, кроме социальной.
В соответствии с другой традицией человек рассматривается как совокупность социальных отношений, вследствие чего отрицается возможность редуцировать общественное устройство к поведению независимых индивидов. Данная традиция берет начало от Платона и Аристотеля.
Она получила свое развитие в структурном функционализме, а также в марксизме. Однако в отличие от функционализма, в основе которого лежит признание социального действия в качестве элементарного бытия общества, в марксизме исходной точкой анализа общества выступает человек как носитель общего.
У К. Маркса действительный человек является субъектом истории, творцом общества. Общее образует свойство, сущность действительного субъекта, поэтому общественные отношения не выступают чем-то внешним по отношению к индивиду, а общество не есть некая абстрактно-всеобщая сила, противостоящая ему. Человек всегда является сущностью создаваемых им социальных форм своего существования.
Поэтому деятельность индивида, его поведение не свободны от действия общественных законов. Более того, социальные законы находят свое проявление именно в деятельности людей. Как справедливо отмечал Д. Лукач, "...целеполагание никогда не превращается в принцип движения, устанавливающий или отбрасывающий причинность самих действующих предметов. Процесс, который приводит в движение этот вид установки, по своей сути всегда остается причинным." В этом смысле показательным является анализ цели капиталистического производства, проведенный К. Марксом в "Капитале", а также в "Экономических рукописях".
Исследуя механизм развития капиталистического общества, К. Маркс показал, что его особенностью является расширенное воспроизводство капитала на базе присвоения прибавочного труда рабочих. Основным регулятором производства капитала выступает закон стоимости, отражающий циклическую зависимость производства товаров от спроса на них, с одной стороны, и направленность последнего на рост прибыли - с другой. Расширенное воспроизводство капитала осуществляется посредством его накопления, что выражается в расходовании денежных средств на возрастание прибыли. В сознании капиталиста это объективное отношение выступает как субъективная цель. Капиталист своей деятельностью опосредует движение капитала, а его сознание является своего рода измерительным прибором, который фиксирует изменение условий функционирования производства. В этом смысле капиталист не свободен, не имеет выбора, вынужден поступать определенным образом. Его сознательное целеполагание есть действие "общественного механизма, в котором он является только одним из колесиков." Получение максимума прибыли капиталистом - это необходимое условие его нормальной жизнедеятельности в данном социальном качестве.
Следуя логике исторического материализма, К. Маркс понятие "цель" включил в механизм действия основного закона, определяющего направленность движения не только капиталистического производства, но и общества в целом. Категория "цель" в объективном значении "цели производства" рассматривалась им как регулятор, определяющий пределы функционирования капиталистической системы.
Цель получение прибыли "остается выражением детерминированной материальными отношениями потребности, выступая в этом своем аспекте как мотив деятельности каждого капиталиста в отдельности и всего класса в целом. Действие закона-тенденции нормы прибыли к понижению порождает противоречия в мотивациях и целях капиталистов, свидетельствуя тем самым об исторически приходящем характере капиталистического способа производства и возникновении нового способа производства, регулируемого не законом стоимости, а законом потребительной стоимости..
Опираясь на методологию исследования К. Маркса, можно раскрыть цели социального развития конкретного общества. При этом следует иметь в виду, что основой социального развития выступает общественное производство, понимаемое не просто как производство вещей, а как единство производства человека и предпосылок его жизнедеятельности. В свою очередь расширенное социальное воспроизводство, его формы и способы организации, его закономерности определяют направленность социальной системы. Социальное развитие, его механизмы не могут быть объяснены научно, если исследователь игнорирует воспроизводственный подход.
Понимание социального развития через призму воспроизводства человека и общества дает ключ к обоснованию социальных целей. Последние обуславливаются закономерностями общественного производства. Более того, они включаются в механизм действия системы социально-экономических законов и прежде всего основного. Однако хотя объективные законы и детерминируют целенаправленную деятельность людей, все же этот детерминизм нежесткий, что выражается в наличии, наряду с общими, особых и частных целей.
Исходной ступенью в обосновании целей общественного развития является анализ потребностей и интересов людей. При этом следует отметить, что в отличие от категории "потребность", отражающей "индивидуальное лицо" объективно обусловленной нужды и характеризующей как необходимость определенных видов связи индивида с окружающей средой, так и его способность к самостоятельному избирательному реагированию на жизненно важные явления, категория "интерес" выражает влияние социально-экономических условий жизнедеятельности людей на их поведение, активность. И если потребности возникают на уровне биологической формы движения материи, а в процессе социально-экономического развития они социализируются, то интересы свойственны лишь социальной форме движения материи.
Интересы порождаются обществом, посредством его воспроизводятся и изменяются. Данная категория характеризует объективное положение субъекта в системе общественных и прежде всего производственных отношений с позиции того, выгодно ли данное положение субъекту и насколько. А если не выгодно, то в каком направлении его изменять. Интересы всегда связаны с некоторым вариантом развития. На основе их общности формируются классы, другие социальные группы. Общность интересов - необходимое условие единства целей и практических действий. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос, каковы цели развития данного общества, надо знать, приоритет чьих интересов обеспечивается посредством данного способа производства. Надо также знать, каковы общественные потребности и способы их удовлетворения.
Анализ потребностей и интересов людей позволяет определить идеальный образ общества с позиции различных социальных групп и возможные варианты его достижения, а также выявить реальные противоречия и потенциальные конфликты, связанные с движением к желаемому состоянию. На его основе осуществляется принятие целевого решения, т.е. выбор вполне конкретных направлений развития. Затем производится обоснование возможности реализации данных направлений исходя из наличных средств и имеющихся ресурсов. И вновь производится выбор, но на данном этапе цели предстают в более развернутом виде: идеальный образ увязывается со средствами его достижения. А в сам выбор включаются социальные ценности, с помощью которых происходит согласование целей и средств. В дальнейшем задача выбора усложняется и решается с учетом геополитических, внешнеэкономических и других факторов. Таким образом, целеполагание предстает как многофакторный и многокритериальный процесс, имеющий множество решений и альтернатив в выборе управляющих воздействий.
Социальные цели многовариантны благодаря многообразию потребностей и интересов людей. Поэтому научный анализ предполагает классификацию целей по разным основаниям. Взаимодействие общих и специфических законов социального развития находит отражение в соотношении конечных и промежуточных целей, самоцелей и уровневых целей. При этом следует иметь в виду, что выделенные взаимосвязи не безразличны к конкретному содержанию целей, характеру направляемой ими деятельности. Особенно это касается конечной цели, которая представляет собой "главный определяющий мотив, своего рода фокус, в котором сходятся стремления человека в основных областях деятельности. К ней ведет длинный и сложный ряд действий, направляемых промежуточными целями. Правильно поставленная конечная цель выражает сущность процесса развития..."