Думается, что в социальной структуре стран СНГ сейчас происходят такие сдвиги, которые в ближайшие годы могут привести к формированию аналогичной модели социальной стратификации. Но этот объективный процесс подрывается возникшей в последние годы “статусной инконсистенцией” - нарушением естественной связи между важнейшими показателями социального статуса: доходом, уровнем образования и престижем профессии. В современной Украине, например, уровень дохода, материального благополучия не всегда коррелирует с уровнем образования и сама шкала престижа профессии в значительной степени деформирована. Главная причина - существование кризисных, застойных явлений в экономике, отсутствие социального заказа на квалифицированных специалистов, преобладание в системе рыночных отношений финансово-торгового капитала и другие параметры свидетельствуют о том, что страна находится в самом начале движения в сторону создания рыночной экономики. Однако концепция многомерной социальной стратификации, претендующая на концептуализацию и обобщение форм социального неравенства, существующего в обществе, помимо вертикальной стратификации, должна учитывать и горизонтальную стратификацию или социальную гетерогенность, которая будет включать в себя такие параметры, как пол, возраст, национальность, место проживания и т.п.
Попыткой преодоления этого противоречия явилась концепция параметров социальной структуры, разработанная известным американским социологам П. Блау. Под социальной структурой он понимает многомерное пространство различных социальных позиций, среди которых распределяется население. Будучи приверженцем эмпирического структурализма, он заявляет о том, что именно социальная позиция, занимаемая человеком в обществе, а не нормы и ценности, является главным детерминатором его поведения. В этом пункте его теория близка к точке зрения сторонников концепции социальных сетей, но, в отличие от них, П. Блау придерживается традиционной для социологии макро ориентации. Он исследует, в первую очередь, то, как бы создать всеобъемлющую модель социальной структуры, учитывающей самые различные параметры социальной дифференциации как горизонтальной (он называет ее “номинальной”), так и вертикальной, статусной (“градационной”). Такую модель можно построить на основе “ординарных” параметров, представляющих собой комбинацию двух предыдущих. Важной стороной концепции П. Блау является то, что он стремится одолеть ограниченность социально-профессиональной модели социальной структуры, к анализу которой и сводится большая часть исследований в области социальной стратификации. В то же время приверженность канонам эмпиризма не дает ему возможности теоретически обосновать свою концепцию, поскольку вся его методология сводится к призыву наряду с факторами социального неравенства учитывать также и социальную гетерогенность, порождаемую процессом горизонтальной социальной дифференциации. Считая, что процесс социальной дифференциации в современном индустриальном обществе продолжает набирать силу, он, вместе с тем, полагает, что социальная дифференциация должна автоматически порождать, усиливать процесс социальной интеграции, хотя здесь могут возникнуть и определенные противоречия. В рассуждениях П. Блау обращает на себя внимание одно обстоятельство, присущее представителям эмпирической традиции в изучении социальной стратификации - все они явно или не явно принимают популярную в западной социологии концепцию технологического детерминизма, придающую ключевую роль в развитии общества НТП, игнорируя при этом многие другие обстоятельства, без которых этот прогресс был бы не возможен, в господствующую систему ценностей. Идеологию и мораль, не говоря уже о громадном значении таких социальных институтов как политика, государство, право и пр.[4]
§ 1.3 Концепции социальной стратификации
Социально-экономическая, политическая, духовная реформа, проводимая во многом теоретически и практически по одному и тому же сценарию в Украине, России других странах СНГ, выдвинула на передний план многие серьезные проблемы, до того не виданные для бывших союзных советских республик. В частности, это такие вопросы как, приватизация, затяжной экономический кризис, спад и остановка производства, интенсивный и экстенсивный рост безработицы, значительное углубление имущественной дифференциации, перераспределение доходов между разными группами населения, поляризация интересов в результате усиления социального неравенства, появление многочисленных политических партий и движений, их новых и старых лидеров, скачок религиозности, спад морально-нравственных устоев и установок и т.д. Все это - внешние проявления глубинных социальных процессов: меняются принципы расслоения общества, оно структурируется по новым, не знакомым ранее советской социологической науке основаниям. Происходящий в странах СНГ переход от принудительно направляемой экономики к производственным отношениям, построенным на рыночных отношениях - это глобальная смена неэквивалентного, властного перераспределения общественного богатства равным обменом результатами деятельности по "горизонтали" между юридически независимыми субъектами собственности и видами предпринимательской деятельности. При этом в качестве собственности выступают рабочая сила, капитал, информация, материальные ресурсы, менеджмент и т.д. На смену практически полностью огосударствленной экономике приходит многосекторная, включающая широкий спектр форм - от государственной до частной, иностранной с множеством смешанных переходных видов. Одновременно с трансформацией экономического базиса общества происходят существенные изменения в системе властных отношений. Правящий десятилетиями элитарный номенклатурный слой приспосабливается, активно участвует в перераспределении государственной собственности, занимая во многих сферах деятельности, включая бизнес, ведущие посты. Формирующиеся новые социальные группы крупных и средних, да и мелких собственников, которые образуются, как правило, на почве разгосударствления собственности вследствие близости некоторых из их представителей к властным органам. В результате этих сложных, зачастую взрывоопасных процессов, социальная структура переходного общества трансформируется из во многом сословной (псевдосоветской) системы в классовую (капиталистическую). Вместе с подобной трансформацией изменяется общая композиция социальных отношений в социуме, соотнесение социальных слоев и групп, их ролевой статус, функции и общественная и индивидуализированная психология потребностей, мотивов и направленностей поведения индивидов, групп индивидов, слоев, масс, общества в целом. Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми на каждом конкретном этапе эволюции общества. Проблема, во многом, сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающимися по многим аспектам, индикаторам, критериям, показателям и т.д.
В связи с этим нам необходимо обратить особое внимание на общую теорию стратификации общества. Слово "страта" в переводе с латинского (stratum) означает "слой", "пласт", то есть группу людей, объединенных какими-либо общими социальным признаком: имущественным, профессиональным, уровнем образования и т.д., вторая же часть термина: (tacio) "делаю". Таким образом, уже в этимологии термина заложена задача не просто выявления группового многообразия общественного структурирования, но и определение возможных, например, вертикальных последовательностей положения социальных слоев, страт (пластов, уровней) в обществе, их возможную социальную иерархию. Важнейшей основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.
Социальное устройство общества, существование в нем отдельных слоев, классов, групп, страт и отрядов издавна являлось предметом изучения ученых-обществоведов. Так, еще Платон в своей типологии форм общественно–политического устройства (тимократия, тирания, олигархия, демократия) показал, что разрушительная диалектика, превращающая каждую общественно-политическую форму в противоположность, осуществляется не всегда только в силу “объективной необходимости”. Каждый раз эта необходимость совпадала с деятельностью определенных социальных групп, которые и осуществляли разрушительную работу в обществе. Со времен олигархического правления, олицетворяющего политическую власть богатства, такой разрушительной силой был, по Платону, "класс праздных и расточительных людей, из которых одни, мужественные, идут впереди, а другие, слабые, следуют за ними" //136//.
Однако, в задачи нашего исследования не входит детальное изучение генезиса исторических концепций предпосылок современного социологического знания, касаемого теории и практики анализа развития социальной структуры общества и ее динамики. Поэтому особое внимание мы уделим рассмотрению теоретического наследия и современного состояния страфицикационных и мобильностных теорий, поскольку они задают нам общее представление о структуре, принципах и механизмах становления, функционирования, развития и кризиса любой социальной системы, особенно общества транзитного периода, которыми был ХХ век представлен немало.
Социальное расслоение общества может выступать в одномерном стратификационном режиме, когда разделение происходит посредством выделения групп, общностей людей по какому-либо одному социальному признаку. Так, К. Маркс, например, ввел единственное основание вертикального расслоения общества - обладание собственностью. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы и буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или группы, имеющие весьма ограниченные на собственность права (крестьяне). Попытки представить интеллигенцию, а также некоторые другие социальные объединения и группы в качестве промежуточных слоев между основными классами, представляли собой концептуально задачу “подгонки” системы социальной дифференциации под общую идею, делая, тем самым, подобную модель излишне формализованной и узкой.