Тем не менее, социологический анализ проблем развития народного образования подтверждает, что народное образование выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества.
В зарубежной социологии образования, как показали, в частности, дискуссии в рамках XI Всемирного социологического конгресса в Дели (1986 г), получают распространение идеи "автономизации" и приватизации школы, ее "независимости" от государства, политики, господствующей идеологии, все равно какой - светской или религиозной, прогрессивной или консервативной.
Анализ хода реальных изменений внашей стране в 90-х годах в системе образования обнаруживает похожие и подобные сдвиги, которые можно охарактеризовать как важный этап в поисках новой парадигмы развития образования. Несомненно, что его гуманизация, связь с мировой культурой, приоритет общечеловеческих ценностей - это тот ключ, который сможет обеспечить эффективность подготовки молодежи к жизни, станет опорой каждому человеку на протяжении всего его жизненного пути.
Теории индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма, поскольку они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений. Технологические перевороты влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни.
Согласно этим концепциям история - это процесс движения от доиндустриального общества к обществу индустриальному и постиндустриальному. Социальные изменения имеют линейный характер. В XX в. стала расширяться критика положений линейной теории социокультурных изменений и линейных законов развития общества. Критиковавшие логику линейных теорий показали, что, во-первых, линейный тип изменения лишь один из многих возможных; во-вторых, для того чтобы линейное движение или изменение было возможно, изменяющийся объект должен находиться в абсолютном вакууме и не испытывать воздействия внешних сил.
Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них. Социология так же, как и другие науки, опирается на обобщенную информацию, которую не может игнорировать ни одна из наук: что собой представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей в целом и по отдельным формам, инфраструктура образования, сравнение с другими странами. Однако для социологии образования характерны специфические проблемные аспекты и свои методы исследования, которые отличны от иных сфер знания, касающихся вопросов образования.
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: "Прогресс" - "Политика", 1992. - 608 с.
2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. - М.: Мартис, 1995. - 204 с.
3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512с.
4. Смелзер Н. Социология. - М.: Мысль, 1994. - 688 с.
5. Социология. Курс лекций. /Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 510 с.
6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990
7. Социология: проблемы духовной жизни / Под ред. Л.Н. Когана. Челябинск, 1992.178 с.
8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, 1999. - 512 с.
9. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997.
10. Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 1994. - 255с.