Смекни!
smekni.com

Теория социальной работы как научная дисциплина: объект и субъект исследования, становление и развитие в работах отечественных исследователей 1990–2000 годов (стр. 2 из 5)

Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально – культурного, социально – политического развития и социальной политики государства. Это предельно широкое толкование понятия «социальная работа» раскрывающее участие этой дисциплины во всех ее проявлениях и сферах деятельности.

В более узком смысле, социальная работа есть общественно – необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабилизации общества, так, как призвана, препятствовать росту его маргинальных слоев. Социальную работу можно определить как специфическую форму государственного и негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни населения.

Только что мы рассмотрели термин «социальная работа» с теоретической точки зрения, с точки зрения выполняемых его ролей в обществе. Но кроме теоретических составляющих социальной работы существует, так называемая, практическая составляющая или, как мы определились ранее, первичный уровень. К нему мы будем относить все то, что связанно с практической деятельностью социальной работы.

Как нам уже известно, социальная работа существует, в основном, как практическая деятельность. То есть в эту подструктуру входят такие определения социальной работы как: профессия; деятельность;, направленная на социальную помощь и т.д. В эту группу относятся понятия отражающие специфику организации социальной работы с различными социальными группами: людьми пожилого возраста, с ограниченными возможностями, беженцами, семьями и детьми группы риска и т.д.

Такого рода определения, связанные с объяснениями социальной практики в различных сферах общественной жизни, обычно описываются при помощи категорий, являющихся специфическими, собственно категориями социальной работы (социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь и др.). Следовательно, для того, чтобы лучше разобраться с практической подструктурой, следует разобраться в категориях входящих в нее. Рассмотрим самые основные категории, как их определяет их В.И. Курботов[2]:

Социальная помощь - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальную поддержку – можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий достаточных, для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Под социальной защитой – следует понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная поддержка, защита людей, в целом социальная работа, определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по улучшению социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Социальная работа является научной и практической дисциплиной, как наука, социальная работа получила свое развитие только после оформления ее как практики, поэтому мы дали ее определение как практической деятельности и как системы научного знания, а так же рассмотрели основные категории, помогающие в определении понятия социальной работы.


Глава 2 Становление и развитие социальной работы

2.1 Возникновение социальной работы

По словам профессора Холостовой Е.И., социальная работа существовала в сознании людей еще за долго до появления социальных теорий, на обыденном уровне. Возникала потребность в формировании общественной жизни, при этом нужна была социальная справедливость. Люди верили в, своего рода, «защитников» и в их средства. Появилась потребность в такой структуре, которая уравнивала бы в разумной степени различные слои общества не со стороны сугубо личных взглядов, а исходя из социальной практики в целом.

Российское общество у своих истоков самобытно, в нем сочетается общинное самоуправление крестьян, самодержавная власть, казачество на окраинах государства и свободомыслие. Все это при разнообразии природно-климатических условий, хозяйственных и экономических условий жизни порождало вопросы и противоречия, как надо жить, какими способами защищать малоимущих. Русский народ не привык самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями, поэтому в условиях перехода к рыночной экономике, в конце 1980-х – начале 1990-х гг., он не был готов к резкому изменению характера и форм социальных отношений, к ломке привычных стереотипов жизненного поведения, к утрате многими людьми социального статуса и перспектив развития. Поэтому возникли проблемы, с которыми невозможно справиться самостоятельно, возросла социальная напряженность. Люди осознали, что защищать их в таких условиях некому. Все это повлекло за собой развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, для помощи нуждающимся.

Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм - эти социальные движения и их деятельность во многом определили судьбу России на протяжении всего прошлого века. Если глубоко рассматривать эти идеи и теории, то не трудно заметить, что все они формируются из нескольких структурных единиц: условия жизнедеятельности человека, свободы личности и возможности ее реализации в обществе, вопросы социальной справедливости.

Исследования второй половины 20 века в области истории, социологии, экономики и статистики свидетельствуют о выходе социальных проблем в число глобальных и приоритетных, показывают их влияние на социокультурную и другие стороны жизни человека. В начале прошлого века социальные проблемы стали объектом изучения различных социальных наук, но возникают некоторые явления связанные с обществом и не определенные ни одной наукой, такие как: социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная защита и др. Этот тип общественных связей стал являться объектом изучения теории социальной работы.

По словам профессора Холостовой, история социальной работы начинается с благотворительности, существовавшей на всех этапах развития не только европейского, но и российского общества. Историки находят корни сострадания к ближнему еще в племенах восточных славян. С.М. Соловьев отмечал, что восточные славяне были милостивы к старым и малым соплеменникам, а так же к племенным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей».[3]

В Х веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который приравнивался к понятию человеколюбие. Главной заповедью стала христианская – любовь к ближнему: «любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню».[4]

Уже в 996 году, в Церковном уставе упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, и на прием странных – неимущих была определена «десятина, т.е. десятая часть поступления от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»[5]

Холостова говорит о том, что продолжение благотворительность получила в деяниях Иоанна Грозного в 1551 г. В постановлении Стоглавого Собора. Попечение признавалось делом общества, которое регулирует государство путем царского правления и законом. Именно в этот период благотворительность в России осуществила переход из общественного феномена в объект государственного надзора. Призрение за неблагополучной частью общества оформилось в систему при Петре Великом, который, как пишет Е. Максимов, четко отличал нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с их нуждой. Говорил, что предупреждение нищеты – лучшая борьба с ней. Выделял из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Создавал органы презрения.[6] Реформатор принимал меры по наказанию притворяющихся нищими. Император выделял в группу нуждающихся новые для России группы общества такие как: незаконнорожденные младенцы, солдат и офицеров неспособных к службе в дальнейшем служить, инвалидов матросов и солдат, душевно больных и других. Стали появляться новые виды заведений: госпитали для сирот, инвалидные дома¸ поселки для пленных. Кроме того выдавались пенсии, кормовые деньги, нуждающихся обеспечивали землей и промыслами.

Главным начинание Петра Великого заключалось в ограничении роли церкви в социальной политике, а также передаче заботы о бедных и немощных государственным структурам. Но все это являлось только элементами структуры социального обеспечения.

Только в середине ХVIII века при правлении Екатерины II начинают складываться условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В это время создаются специальные учреждения для образования и воспитания детей из неблагополучных семей и детей сирот: воспитательные дома для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц и другие заведения. Екатерина отменила смертную казнь и издала несколько указов облегчающих учесть арестантов.