ГЛАВА 1. Социально-исторический анализ явления терроризма в России и за рубежом
1.1 История возникновения терроризма
Прежде чем лечить болезнь необходимо поставить диагноз, чтобы это сделать, нужно изучить, исследовать сам процесс, его течение, признаки. Говоря о социальных явлениях и процессах точно также нельзя обойтись без их всестороннего изучения, если хотим успешно оказывать противодействие социальным болезням или поддерживать социальное здоровье общества.
Итак, идея террора сформулирована еще в Ветхом Завете, и одним из первых в истории ярким проявлением терроризма было восстание зилотов против римской экспансии в Иудею. И хотя это восстание проходило под религиозным знаменем - противостояния иудейского монотеизма римскому государственному язычеству, действительным основанием для возмущения и восстания явилась политическая подкладка, римская экспансия, захват власти, изменения образа жизни, верований завоеванных народов. Религиозные лозунги стали объединяющим центром, именно «вера делала иудейских повстанцев не только не боящимися смерти, но и ищущими ее на поле боя».
В истории человеческого общества довольно мало найдется спокойных периодов, войны, восстания, социальные и природные катаклизмы нарушают спокойное привычное течение жизни. Именно в эти периоды население в целом, либо отдельные социальные группы выражают свое недовольство правителями, властью, проводимой политикой.
Политическое устройство и уклад жизни населения всегда взаимосвязаны. Нарушение любой структуры, в том числе и социальной, влечет за собой процесс возмущения, возвращение системы в равновесное состояние, для чего необходимо устранить причины возмущения. Крайним способом устранения причин нарушения системы как раз и является терроризм. И пока этот факт не будет признан, борьба с терроризмом будет сводиться к бесполезным метаниям по поводу уже свершившихся фактов. Так как решение политических и социальных проблем может быть только политическим, но никак не силовым. Еще Чезаре Беккариа в своей работе «О преступлениях и наказаниях» подчеркивал, что говорить о законности власти можно только тогда, когда «она воздействует на людей скорее убеждением, чем насилием, мягкостью и человеколюбием, оправдывая свое назначение в глазах всех».[3]
Исламский терроризм имеет давнюю традицию. Во многих языках мира слово ассасины является синонимом слова "убийцы" в память о борьбе средневековой исламской секты. В исламе же впервые на доктринальном уровне сформулировано понятие « ш а х и д ».[4]
Великая французская революция является примером того, что террор, политическое насилие есть проявление крайних мер протеста, связанных с кризисом социальных институтов, общества в целом. Сам термин «террор» появился в 1798 году. Голод, нищета французского крестьянства, нежелание правителей предпринимать усилия к стабилизации обстановки, репрессивные меры вместо конструктивных решений приводят к массовым восстаниям крестьянства к которому присоединяется городская беднота. Революция 1789-1794 года явилась закономерным результатом длительного и прогрессирующего кризиса изжившей себя феодально-абсолютистской системы. Проявление агрессии в данном контексте обусловлено социальным кризисом.
Как подчеркивал профессор Иншаков С.М., феномен экстремизма связан с определенным снижением инстинкта самосохранения. Этот феномен отмечается биологами у отдельных представителей животного мира, ведущих коллективный образ жизни. Перенос родительского инстинкта с детеныша на всех представителей стада, стаи отмечается только у 1 % особей. Проявляется способность пожертвовать собой ради сородичей, в коллективных интересах только в экстремальных условиях. Этот феномен снижения инстинкта самосохранения, готовности самопожертвования имеет глубокий биологический смысл в ходе естественного отбора, так как в процессе борьбы за выживание такие виды имеют больше шансов на сохранение.
Вид «Homo sapiens» также имеет представителей со сниженным инстинктом самосохранения. Но в отличие от животных, человек может жертвовать своей жизнью, не только за детей, близких, свой парод, но и за идею. Чем серьезнее социальный кризис, чем меньше усилий к его разрешению предпринимается, тем больше вероятность экстремистских, в том числе и террористических проявлений.
Вторая половина XIX века - это время социальных катаклизмов и войн. В ходе, которых происходит разрушение буржуазно-феодальной системы, новый передел сфер влияния. Все это неизбежно ломает привычный уклад жизни общества. Соответственно наблюдается всплеск экстремистских проявлений.[5]
Так, в 1848 г. немецкий радикал Карл Гейнцген доказывал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из "высших интересов человечества". Гейнцген явился в какой-то мере основоположником теории современного терроризма. Он считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. И здесь Гейнцген надеялся на отравляющий газ, ракеты, а также требовал поиска новых средств уничтожения. Это и есть так называемая "философия бомбы", которая появилась в XIX веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в греческой истории.
В это время по всему миру прокатилась волна убийств и покушений на представителей правящих династий, чиновников. Причем чем больше репрессий применялось для борьбы с террористами, тем активнее осуществлялась борьба против правительства.
В России в этот период получили широкое распространение экстремистские настроения, так концепция "философии бомбы" Гейнцгена получила дальнейшее развитие и углубление в "теории разрушения" Бакунина. Последний, в своих работах отстаивал мысль о признании лишь одного действия - разрушения. В качестве средств борьбы он предлагал яд, нож и веревку. Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к стенаниям обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы, что русская почва должна быть очищена мечом и огнем.
Доктрина "пропаганды действием" была выдвинута анархистами в 70-е годы XIX века. Суть ее в том, что не слова, а только террористические действия могут побудить массы к давлению на правительство. Эта же мысль проходит позднее и у Кропоткина, когда он определяет анархизм как "постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита".
К концу XIX века особая роль в пропаганде терроризма в Европе и США принадлежит Иоганну Мосту, который проповедовал "варварские средства борьбы с варварской системой".
Внимание к проблеме терроризма возросло в последней четверти ХХв. во многих странах мира. В США работа в этом направлении весьма активизировалась во времена правления президента Рейгана. В Советском Союзе эта проблема рассматривалась в контексте борьбы двух мировых систем – социалистической и капиталистической – и была сопряжена с активной критикой империалистических государств в пособничестве терроризму.
1.2 Девиантное поведение. Теории девиации как источник проявления терроризма
Девиантное поведение (от лат. deviare - сбиваться с пути) - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э.Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.
Дюркгейм считал, что девиации играют положительную роль на социетальном уровне - способствуют сохранению социального порядка. Преступление - необходимая часть всех обществ. Преступление оказывает важную услугу тем, что генерирует социальное согласие в оппозицию к нему. Все члены общества объединяются, чтобы выразить свое возмущение преступлением, тем самым, развивая между собой более тесные связи. Благодаря групповому консенсусу усиливается социальный порядок. Так, американцы объединились в своем возмущении с иранцами, захватившими заложников в 1979-81 гг. А действиями иракцев, использовавших химическое оружие против курдов и угрожавших миру ядерным оружием, дважды - первый раз нацию сплотило возмущение действиями режима Саддама Хусейна в 1994 г. (операция <Буря в пустыне>), второй - в 2003 г. (война с Ираком союзнической коалиции). Когда девианты наказаны, у граждан формируется солидарная общность, которая усиливает их верования. Девиация выполняет две функции: объединение группы и установление границы между приемлемым и неприемлемым. Неисправимые девианты подвергаются тюремной изоляции или госпитализации. Они служат уроком для других. Наказание за правонарушение укрепляет нормы и правопорядок.
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения.
Все общества, государства имеют законы, и везде наказываются их нарушители. Тем не менее, немалая часть людей нарушает установленные правила и законы. Социологи пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, в то время как тому, у кого судимость есть, грозит строгое наказание за небольшой проступок.