Смекни!
smekni.com

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России (стр. 5 из 10)

Термин «технология» заимствован из области технических дисциплин. И, тем не менее, его введение в терминологический аппарат социально-культурной деятельности представляется целесообразным, поскольку он отражает совокупность оснований профессиональной, информационной, социально-педагогической и инициативной систем. Эта совокупность систем зависит не только от целей, поставленных перед социально-культурной деятельностью, но и от состояния знаний, умений, способов достижения цели.

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры[2].

Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят следующим образом: творческий уровень – в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий – автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный – в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы[3].

Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Методологически важно подразделять конечные цели и задачи социально-культурных технологий. Под целью следует подразумевать наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей, задачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.

Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии – анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические, культурологические и социально-психологические методы.

Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, в первую очередь, относятся устное (живое) слово (речь); печатное слово (тексты); наглядные средства экспонаты, репродукции, театр, музыка, хореография, кино, живопись и др.). Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства – общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д. Усилению традиционных возможностей воздействия способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, документалистика, фрагменты из литературных произведений[4]

Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной.

В социально-культурных институтах используются следующие методы:

· Просветительские методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепления знаний, отработку умений и навыков);

· воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение, порицание);

· методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования);

· методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три наиболее общих, характерных признака:

1) Историко-содержательный признак (оздоровительные технологии – медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные; культуроориентированные технологии – технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде; культуротворческие – технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых; экологические – технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга; технологии предпринимательства и экономического обеспечения – коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные);

2) Функциональный или процессуальный признак (информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии; коммуникативные технологии; творчески развивающие, формирующие технологии; рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии; компенсирующие технологии - реабилитационные, коррекционные, адаптационные; технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования);

3) Социально-демографический, «субкультурный» признак (индивидуально ориентированные технологии – авторские, частные; специализированные или групповые – семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические; массовые – общедоступные)[5].

Итак, организация и методика социально-культурной деятельности, которые своим результатом имеют специфически сформировавшуюся вещественно-предметную среду, развивающиеся по присущим им законам деятельности, начинают переходить в новое качество – «технология». Поэтому совокупность всех теоретико-методологических компонентов, перечисленных в данном параграфе, и будет являться основами технологического процесса в социально-культурной деятельности.

1.3. Технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций

В данном параграфе рассматриваются различные виды социально-культурных технологий, их основные закономерности, и существующая практика применения этих технологий общественными организациями в нашем городе.

Как во всем мире и в России, так и в городе Перми некоммерческих организаций очень много, какие-то из них более развиты, какие-то – менее. Организации как люди: рождаются и умирают, активизируются и засыпают.

Множество идей, проектов и предложений, выдвигаемых общественными организациями, реализовано в городе. Становление структур и увеличение потенциала некоммерческих организаций позволит перейти на новый качественный уровень – комплексной политики социального партнерства.

Это не только взаимополезные для жителей города дела, создание нормальной стабильной обстановки жизни в городе, но и еще один шаг к формированию демократического общества, в котором складываются отношения взаимной ответственности и взаимной зависимости от результатов совместных действий общественности, власти и бизнеса.

В нашем городе функционирует более 600 общественных организаций, которые можно разделить по следующим видам: ветеранские, военно-патриотические, детские, женские, в сфере жилищных отношений, в сфере здравоохранения, объединения людей с ограниченными физическими возможностями, в сфере культуры, молодежные, научно-просветительские, в сфере образования, этнокультурные, в сфере международного сотрудничества, объединения по интересам, органы территориального общественного самоуправления, в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства, в сфере поддержки негосударственных объединений, правозащитные, профессиональные объединения, в сфере поддержки семьи, в сфере социальной защиты, физкультурно-спортивные, туристические, экологические и др.

Далее мы будем рассматривать технологии и анализировать возможность применения данных технологий в деятельности общественных объединений.

1. Культуротворческие и культуроохранные технологии.

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.