Смекни!
smekni.com

Технологии социального обслуживания пожилых людей в условиях города (стр. 4 из 10)

Первая группа пожилых людей может быть условно названа «социально-стабильной». Несмотря на все присущие пожилым людям социальные, психологические и физиологические проблемы, представители этой группы не имеют ярко выраженных или стабильных проблем взаимодействия с социумом (семьей, товарищами и друзьями, социальной средой в целом). На бытовом уровне таких пожилых людей иногда называют «живущими стариками».

Вторая группа пожилых людей может быть условно названа «социально-проблемной» группой, представители которой, наоборот, имеют ярко выраженные временные, стабильные или нарастающие проблемы взаимодействия с социумом, которые заставляют каждого пожилого человека все в большей мере ощущать снижение личностного и социального статуса без какой-либо надежды на улучшение их жизни. Пожилых людей, относящихся к этой группе, на бытовом уровне иногда называют «доживающими стариками».

В-третьих, восприятие пожилых людей во многом зависит от так называемого «функционального» подхода, который обусловливает отношение к ним как к людям, которые «могут» или «не могут» выполнять ту или иную функцию, приписываемую им воспринимающим их человеком. Естественно, что работающие пожилые люди, или те из них, которые могут быть полезны в общественной работе, люди, ведущие активный образ жизни, воспринимаются иначе, чем те, кто полностью отошел от всех дел и замкнулся в самом себе.

И, наконец, в-четвертых, на основании действия эффекта «ореола» восприятию пожилых людей другими свойственно «достраивание» их обобщенного образа и перенос этого образа на конкретного пожилого человека. Так, зачастую, пожилому мужчине или пожилой женщине «приписываются» те качества и особенности поведения, которые свойственны пожилому возрасту в целом без учета специфики их индивидуальных, личностных особенностей. Здесь ведущим фактором, определяющим восприятие пожилых людей, становятся стереотипы, сложившиеся в общественном мнении по отношении к ним.

Обобщение точек зрения исследователей, описывающих характеристики и различия в общественном мнении о пожилых людях, [25; 153] позволяет объединить их в несколько групп.

Так, например, достаточно распространенной является точка зрения, в соответствии с которой черты, свойственные людям пожилого возраста, считаются отклонением от «нормального» человека. Она находит свое отражение (на бытовом уровне) в снисходительном тоне обсуждения поступков пожилого человека («ну что вы хотите, он же пожилой человек»); в нетерпимости к их действиям и высказываниям («вы ничего не понимаете в этой жизни, отстали от времени; ваше время – в прошлом»). На официальном уровне эта точка зрения закреплена выделением социально-демографической группы «пожилые люди» в ряд особых групп населения, особо нуждающихся в социальной защите, поддержке, обслуживании и т.д.

Среди других точек зрения – те из них, которые утверждают серьезные различия между старшим и молодыми поколениями и предполагают сокращение контактов между ними. Основываясь на теории «освобождения, или разъединения», часть исследователей, а, следовательно, и определенная часть общества, предлагает старшему поколению и более молодым поколениям разойтись ради общего интереса и психологического благополучия пожилых. Согласно этой теории пожилые люди отчуждаются от тех, кто моложе, они освобождаются от привычных социальных ролей; старение есть неизбежное взаимное отдаление и разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между пожилым человеком и его окружением. Процесс разъединения может быть инициирован как самим пожилым человеком, так и другим и лицами, например, родственниками или представителями социальных служб.

На официальном уровне такая точка зрения находит свое отражение в создании специализированных домов престарелых или интернатов для пожилых людей, где они, как правило, живут изолированно от других, более молодых поколений.

Иногда пожилых людей общество рассматривает как особую группу меньшинства в населении, имеющую более низкий социально-экономический статус, подвергающуюся различным формам дискриминации, являющуюся объектом предубеждения других слоев населения. Такое отношение общественного мнения порождает так называемый «эйджизм»,[26; 57] в основе которого лежат негативные стереотипы и обобщения во взглядах на людей в зависимости от их возраста. Свое выражение такое отношение находит, например:

*в отказе от приема на работу лиц предпенсионного или пенсионного возраста *в установлении величины пенсионного обеспечения, которая ниже прожиточного уровня

*в грубости и пренебрежении персонала различных государственных организаций к нуждам и запросам стариков, в нетерпимости окружающих к пожилому человеку на улице, в транспорте и т.д.

Однако согласно теории «активности» для пожилого человека целесообразно оставаться активным как можно дольше, даже если он прекратил свою трудовую деятельность. Она может быть заменена новыми видами и формами его социального участия в делах общества. Свое отражение в общественном мнении эта точка зрения находит в создании общественных объединений пожилых людей различного содержания деятельности, а также разновозрастных объединений; в создании клубов пожилых людей, в привлечении их в различные ветеранские и (или) профессиональные организации и т.д.

Эта точка зрения опирается на учет общих закономерностей личной и социальной жизнедеятельности человека. Пожилой человек сохраняет те же потребности и желания, что и более молодые; он сопротивляется любым попыткам ограничить его участие в общественной жизни, считая, что с помощью социальных работников он может найти себе активное место в обществе, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам и способностям. На официальном уровне эта точка зрения находит отражение в социальном законодательстве, обеспечивающем пенсионерам по возрасту возможности продолжать работу, в поддержке общественной работы пожилых людей, в государственной поддержке концепции продуктивного старения, сохранения социального статуса пожилого человека.

Однако нельзя отрицать тот факт, что даже при реализации концепции продуктивного старения пожилым людям свойственна позиция, иногда называемая позицией «событий жизни». Она проявляется в концентрации внимания, сил, времени, сознания в целом на тех делах, которые наиболее важны или доступны для пожилых людей. Учитывая, что этому возрасту свойственны комплексные заболевания, событиями жизни становится, например, лечение, стихийное формирование групп в больницах и поликлиниках; групп, основным содержанием деятельности которых становится совместное посещение врачей, обсуждение диагнозов, лекарств, последствий лечения и т.д.

Известно, что на уровне официальной идеологии в нашей стране принята концепция обеспечения условий благополучной жизни не на принципах «спокойного доживания», а на основе полнокровного участия пожилых людей в жизни общества в силу своих возможностей и желаний. Свидетельством этому является принятие Россией основных международных документов, связанных с социальной политикой в отношении пожилых людей, формирование проекта Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года, разработка ряда ведомственных документов Министерства труда и социального развития по различным вопросам ее реализации, созданная в стране система органов социальной защиты населения и т.д. Несмотря на имеющиеся крупные недостатки в этой работе, Правительство РФ в целом, и Минтруда в частности прилагают значительные усилия для ее совершенствования. Такое положение дел следует считать фактом социальной практики настоящего времени.

Выступая на Общероссийском съезде социальных работников (Самара, ноябрь 2002 г), Министр труда и социального развития А.П. Починок сделал вывод о том, что структура социальной работы в стране создана. Ее развитие должно осуществляться по двум стратегическим направлениям. Первое – наращивание ее количественных показателей, совершенствование структуры и содержания деятельности. Второе – перевод ее функционирования на новые качественные параметры. В рамках этих направлений следует учитывать все возможные пути для позитивного развития социальной работы, в том числе – с пожилыми людьми.

Однако на уровне обыденной психологии существует ряд проблем, которые препятствуют реализации этой официальной идеологии. Помимо вышеописанных такими проблемами являются:

-с позиций пожилого человека: его одиночество как вне, так внутри семьи *насилие чужих людей, родственников и членов семьи над ним, в том числе - сексуальное насилие

*крайне низкий уровень материального обеспечения жизни

*«выключенность» из социальной жизни; алкоголизация и др.;

- с позиций обыденной психологии общества, социальных групп:

*признание «ненужности» пожилого человека в силу снижения его функционально-трудового потенциала

*преобладание оценок пожилых людей как потребителей в бедном обществе *как постоянно увеличивающейся группы людей, удовлетворение потребностей которых тяжелым бременем ложится на более молодые поколения

*невнимание к городской ландшафтной архитектуре, облегчающей жизнь пожилых людей с ограниченным здоровьем и др.

Следовательно, важнейшей задачей социальной политики и, как механизма ее реализации, социальной работы является приведение в соответствие официальной идеологии пожилого человека и обыденной психологии его реального восприятия в обществе, повседневного отношения к нему. Эта задача может решаться различными средствами по следующим основным направлениям.