Лаборатория была пионером изучения процесса «утечки умов». В 1991 - 1992 гг. проведено исследование эмиграционного потенциала кадров научно-технического комплекса, охватывавшее всю цепочку функционирования и подготовки кадров — производственную науку на ряде оборонных предприятий, фундаментальную науку в ведущих физических институтах РАН и студентов физико-математического профиля в университетах Москвы и Казани. На базе этого исследования был развеян миф об ожидавшемся вале эмигрантов из бывшего СССР. В последующем (1994—1995 гг.) на примере закрытых городов анализ эмиграционного потенциала был дополнен анализом движения научных кадров в другие сектора экономики. Было показано, что именно межсекторальная мобильность является главным разрушителем интеллектуального потенциала страны.
Профессиональные научные коллективы, изучающие различные аспекты современной миграционной ситуации, в 90-е гг. сложились также в ряде других институтов РАН. В частности, в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН успешно изучаются трудовая миграция, адаптация вынужденных мигрантов и т.д. Другой научный коллектив, возглавляемый И.Г. Ушкаловым, образовался в Институте международных экономических и политических исследований РАН. Здесь ведется изучение широкого круга внешнемиграционных проблем. Среди них: эмиграция и «утечка умов», трудовая межгосударственная миграция и другие. Это один из немногих коллективов, где приоритетное значение придается исследованию эмиграционного и иммиграционного законодательства в зарубежных странах. [17;с.446]
Особую роль в системе работы учреждений социальной защиты играют территориальные социальные центры, социальные службы. Они могут быть специализированными: психолого-педагогические; экстренной психологической помощи по телефону; медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков; помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов; социальной помощи несовершеннолетним беременным; социальные приюты и т. п.; а также комплексными: территориальные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т. п.
Опыт свидетельствует о высокой результативности работы многих территориальных центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как: организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности; оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи; осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство; предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах, и пр.
Бесспорным достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его, реализовать потенциал собственных сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы. Это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностно ориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты. [19;с.154]
Опыт работы прокуратуры Тюменской области показывает [14;с.3]:
Миллионные прибыли приносят предприятиям гастарбайтеры, но узаконить их пребывание бизнесмены не спешат.
Тюменская область испытывает невиданный наплыв мигрантов. С начала года количество зарегистрированных в регионе граждан ближнего и дальнего зарубежья, а также лиц без гражданства выросло вдвое и достигло уже пяти процентов населения субъекта.
Прокуратура области завершила комплексную проверку выполнения миграционного законодательства. Надзорная служба обратила внимание на небывалую динамику прироста гастарбайтеров. В целом по Уральскому федеральному округу их стало больше на 27 процентов. А на юге Тюменской области - в пять раз. Сегодня их в регионе насчитывается уже 30 тысяч человек. Мощный наплыв вряд ли мог обойтись без серьезных правонарушений как со стороны работодателей, так и со стороны гостей, мечтающих во что бы то ни стало заполучить более-менее оплачиваемое место.
Многие предприятия охотно берут на работу непритязательных гастарбайтеров, но зачастую пренебрегают их элементарными правами. Получил скандальную огласку случай с изъятием тюменской фирмой "Ремстрой-комплекс" паспортов у восьми работников - граждан Кыргызстана. Хранимые в сейфе ООО удостоверения личности служили, по всей видимости, своеобразным залогом. Без паспорта, известно, далеко не уйдешь. Тем более что на строительном объекте люди находились на птичьих правах - без трудовых договоров, без официального разрешения на работу.
Жалоба на произвол работодателя дошла до Генерального консула Кыргызской республики в Екатеринбурге. Он не замедлил сообщить о вопиющем факте прокурору области. После вмешательства последнего гендиректор предприятия вернул документы владельцам. Кстати, впоследствии выяснилось: эта же фирма не спешила заключить договора с еще одной группой иностранцев, использовавшихся на строительстве бассейна в Ишиме.
Зачастую принимающая сторона берет приезжих на работу с целью максимально на них сэкономить. В Тобольске дорожные рабочие жили в помещении, пригодном лишь для хранения транспорта. Ни воды, ни туалета, ни тепла. Пища готовилась на открытом огне. В Тюмени директор одного из колледжей "любезно" согласился разместить пришельцев из среднеазиатской страны в гараже учебного заведения. В Абатском узбеки с готовностью согласились дневать и ночевать "на объекте" - строящейся пожарной части. Не удивительно: разрешений на работу они не имели и зарегистрированы были совсем по другому адресу.
Проживание иностранных граждан вне мест регистрации, непосредственно на строительных объектах, в подсобных помещениях, например, рядом с теплицами, где они трудятся, - явление чуть ли не повсеместное, - говорит начальник отдела по соблюдению федерального законодательства прокуратуры области Ольга Загвязинская. - На откровенные нарушения идут не только коммерческие предприятия. Особую озабоченность вызывают факты противоправного привлечения иностранцев к строительным и ремонтным работам в школах, государственных колледжах, лечебных учреждениях, Домах культуры. Заказчиками по этим объектам выступают государственные и муниципальные учреждения.
Чем еще грешат работодатели? Составляют - в угоду себе - куцые трудовые договора. В них отсутствуют некоторые обязательные условия, предусмотренные статьей 57 Трудового кодекса РФ. Не знакомят с приказами о приеме на работу, где порой указывается совсем не то число и месяц, когда гастарбайтер приступил к исполнению своих обязанностей.
Об обеспечении безопасных условий труда говорить подчас тоже не приходится. Не уведомляют работодатели налоговые органы и миграционную службу о привлечении иностранной рабочей силы. Либо не сообщают вовремя об убытии гастарбайтеров.
Между тем по сравнению с прошлым годом впятеро - с 507 до 98 - сократилось число работодателей, получивших разрешение на использование иностранцев. Сейчас территориальное управление Федеральной миграционной службы (УФМС) куда жестче относится к желающим заполучить дешевую рабсилу. Аннулированы два решения о привлечении иностранных работников и 1313 разрешений на работу. При всем при том руководители многих предприятий пытаются обойти требования закона.
Одна крыша на сотню
Главный рычаг давления на нерадивых бизнесменов и потворствующих им управленцев от власти - Административный кодекс. Если судить по числу возбужденных административных дел, УФМС использует его на всю катушку. За одиннадцать месяцев - свыше 20 тысяч дел. На счету УВД области - свыше 25 тысяч. Правда, милиция, в отличие от миграционной службы, "сбавила обороты", если сравнивать с прошлым годом.
Но далеко не всякое административное наказание способно образумить. Для кого-то оно - что слону дробина, если не сопровождается серьезными финансовыми санкциями. В ходе масштабной прокурорской проверки наложены такие, к примеру, штрафы. На директора школы - 25 тысяч рублей, двух предпринимательниц - по 35 тысяч, на солидную фирму - 400 тысяч. Стоит напомнить, что с руководителей предприятий, нелегально использующих труд иностранцев, могут потребовать выплатить до 800 тысяч рублей штрафа за одного работника.
Следует также добавить, что по делам, возбужденным самими прокурорами, привлечено к ответственности 1825 человек. Государственной инспекцией труда - 80. На состоявшейся на днях коллегии прокуратуры области подчеркнуто: пора оценивать эффективность проверок профильных федеральных служб, управления внутренних дел. Главная претензия к ГУВД - нерасторопность и странная неосведомленность многих участковых милиционеров о мигрантах, живущих и работающих на подконтрольной территории.