Подведем краткие выводы данной работы:
Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества.
Тип культуры – это обобщенные по принципу сходства культурные единицы. Как метод научного познания позволяет упорядочить и классифицировать многообразие культурных форм.
Для типологии культур характерно: во-первых, перечисление в этом виде связей обычно исчерпывает себя. Иначе говоря, в определенном направлении количество признаков культурной системы или каких-то факторов оказывается строго определенным. Скажем, М.Вебер предлагает типологию управления — традиционный, научный и харизматический типы. В данном концептуальном контексте вряд ли можно добавить здесь еще один определитель. Многообразие типов социального управления действительно в известном смысле выглядит самодостаточным. Во-вторых, типология имеет всегда единое базовое основание. Иначе говоря, у признаков должен быть обнаружен единый фундамент.
Типологизация всегда предполагает некоторую схематизацию, упрощение реальности. Выделение типов культуры – это не просто описание реальных культур и "сортировка" их по определенному признаку. Типологизация – это скорее конструирование "идеальных объектов", "идеальных типов" (естественно, на основе осмысления эмпирического материала), сочетающих в себе типологически важные черты. Ученый описывает реальность, соотнося ее с этими идеальными моделями. Поэтому в реальности, как правило, выделенные учеными типы явлений не встречаются "в чистом виде".
Неоднозначность критериев и познавательных целей, на базе которых осуществляется типологизация культур, свидетельствует о том, что построить и дать одну единственную типологию культуры нельзя. Этим и объясняется то, что современное культурологическое знание представлено различными типологиями культур. Знакомясь с различными типологическими моделями, важно осмыслить и выделить четко, какие познавательно-исследовательские задачи ставились авторами тех или иных типологий культуры и какие критерии для выделения типов культур были положены в их основу.
1. Аберкомби Н. Хилл С, Тернет Б.С. Социологический словарь. М. «экономика» 2004
2. Данилевский Н.Я «Россия и Европа», М., «Книга», 1997
3. Козлова О.Н. «Социология». М. «Омега-Л», 2004
4. Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2 томах, СПб., «Университетская книга», 1998
5. Культурология: учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2002/ www.engineer.bmstu.ru/res/kultura
6. Матецкая А.В. Социология культуры. Уч. пособие. Ростов. РГПУ, 2006
7. Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие. - СПб: СПбГИЭУ, 2006
8. Флиер А.Я. «Культурогенез в истории культуры»/ «Общественные науки и современность», №3, 1995
№ | Разряд культурной деятельности | Характеристика |
1. | Религия | Отношение человека к Богу, восприятие народного как части неделимого целого человека с Богом. «...народное мировоззрение <…> как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности»[11] |
2. | Культура | Отношение человека к внешнему миру. Подразделяется на три вида: теоретическое – научное, эстетическое – художественное и техническое – промышленное. Человек рассматривается как объект изучения |
3. | Политика | Отношения людей между собой в рамках народности и отношение народов между собой |
4. | Общество, экономика | «Отношение людей между собой не непосредственно как личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира»[12] |
Тип господства | Тип государства (культуры) | Характеристика типа |
1. Рациональный | 1. Правовой тип | 1. Подчинение закону, а не авторитету |
2. Традиционный | 2. Патриархальный тип | 2. Святость существующих обычаев и традиций; во главе стоит господин, распоряжающийся своими подданными и слугами. |
3. Эмоциональный | 3. Харизматический тип | 3. Во главе стоит харизматическая личность, вдохновляющая людей и увлекающая их за собой. Харизма - особый дар, которым могут обладать основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммед), великие полководцы (Александр Македонский, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Первый, В.И. Ленин) |
[1] Аберкомби Н. Хилл С, Тернет Б.С. Социологический словарь. М. «экономика» 2004, с 223 - 225
[2] Козлова О.Н. «Социология». М. «Омега-Л», 2004, с.271-272
[3] Культурология: учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2002/ www.engineer.bmstu.ru/res/kultura
[4] Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2 томах, СПб., «Университетская книга», 1998, т.1, с. 473
[5]Данилевский Н.Я «Россия и Европа», М., «Книга», 1997, с. 123
[6] Культурология: учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2002/ www.engineer.bmstu.ru/res/kultura
[7] Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие. - СПб: СПбГИЭУ, 2006, с. 69-70
[8] Флиер А.Я. «Культурогенез в истории культуры»/ «Общественные науки и современность», №3, 1995, с. 144
[9] Флиер А.Я. «Культурогенез в истории культуры»/ «Общественные науки и современность», №3, 1995, с. 140
[10] Матецкая А.В. «Социология культуры». Уч. Пособие. Ростов. РГПУ. 2006, с. 133-143
[11]Данилевский Н.Я «Россия и Европа», М., «Книга», 1997, с. 471
[12] Данилевский Н.Я «Россия и Европа», М., «Книга», 1997, с. 471