0–5 баллов – 80%
5–10 баллов – 16,7%
10–15 баллов – 3,3%
9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.
0–5 баллов – 63,3%
5–10 баллов – 33,4%
10–15 баллов – 3,3%
Итак, суммировав полученные данные мы получили, что 6,7% опрошенных студентов имеют высокий уровень коммуникативной толерантности, 76,6% средний и 16,7% низкий уровень коммуникативной толерантности.
Если отметить, по каким из 9 предложенных поведенческих признаков самые высокие суммарные оценки, то мы получаем высокие оценки по следующим признакам:
– оценка поведения, образа мыслей или отдельные характеристики людей и рассмотрение в качестве эталона самого себя;
– стремление переделать, перевоспитать своего партнера;
– нетерпимое отношение к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.
По перечисленным конкретным признакам, студенты оказались менее терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними.
Таким образом, проанализировав полученные по итогам теста данные, можно сказать, что часть студентов критически относятся к окружающим, проявляя подчас интолерантность к людям. Большая масса имеют средний уровень терпимого отношение к окружающим. И меньшая часть студентов имеет низкий уровень коммуникативной толерантности.
Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные во взаимоотношениях опрошенных студентов с партнерами. В непосредственном, живом общении их личность может проявляться ярче и многообразнее.
В результате данного теста выстроилась определенная иерархия значимых направлений работы в студенческой среде, из чего следует сделать вывод о том, что необходимо осуществлять деятельность по формированию толерантных взаимоотношений среди студентов вуза.
Для этого были проведены «Тренинги толерантности» с опрошенными студентами, целью которых стало формирование толерантных установок в отношении к другим людям, отличающимися по убеждениям, расе, вероисповеданию, национальности и т.д. Цикл тренингов включал в себя упражнения, направленные на общее знакомство, выявление уровня толерантности / интолерантности; осознание собственного опыта и переживаний во взаимодействии с представителями других культур; определение принципов и норм толерантного поведения в межкультурной среде и оценку собственной толерантности.
Заключение
В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами, мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. В этой связи, немаловажное значение имеют принципы толерантности, их содержание и формы реализации в повседневной жизни каждого человека, который уважает себя и других, является законопослушным и выступает против применения силовых методов в разрешении конфликтных ситуаций.
Толерантность – это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды, выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия методом разъяснения и убеждения. Поэтому воспитание толерантных отношений является необходимым и обязательным условием для полноценного развития и формирования, существования индивида в обществе, служит мерой гармонии человека.
Одновременно толерантность выступает одним из принципов социальной работы, на основе которых организуется деятельность с различными категориями граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В работе с мигрантами, помимо различных направлений и форм взаимодействия, оказания разнообразных видов помощи, возникает необходимость в формировании толерантных установок для успешного взаимодействия местного населения и переселенцев, которое будет являться залогом стабильного и мирного сосуществования на определенной территории.
Миграция населения процесс постоянный, а в условиях катастрофической убыли населения в России, незаменимый и требующий взвешенного государственного подхода, который предполагает формирование толерантности в современном российском обществе, в том числе, с использованием социальной работы как инструмента социальной политики государства.
Однако, несмотря на проводимые мероприятия в рамках социальной работы с мигрантами, в основу которых заложен принцип толерантности между местным сообществом и переселенцами, многими исследователями отмечается рост безразличного или негативного отношения к мигрантам в регионах России. Об этом наглядно свидетельствуют, приводимые в пункте 2.1. Главы 2 исследования ученых.
Кроме того, в ходе опроса жителей г. Орла нами было выявлено, что отношение местного населения города к мигрантам достаточно сдержанное, но имеет определенный негативный подтекст.
Оно, прежде всего, зависит от национальности переселенцев. В основном сочувствие вызывают русские мигранты, украинцы, все беженцы, пострадавшие в результате стихийных, военных действий, а наибольший негатив – цыгане и выходцы с Кавказа, что, скорее всего, обусловлено определенными стереотипами по отношению к ним.
Мнение общества о мигрантах и отношение к ним в значительной мере влияет на приживаемость новоселов.
Для улучшения взаимоотношений между мигрантами и местным населением респонденты в ходе нашего исследования предложили следующее: «терпимее относиться друг к другу», «уважать друг друга, традиции друг друга», «проводить совместные мероприятия, встречи», «знакомить мигрантов с обычаями, традициями местных жителей», «улучшить положение местного населения», «введение дополнительных ограничений для мигрантов», «сбалансировать количество мигрантов и местного населения».
Во взаимоотношениях мигрантов и местного населения возникают проблемы, и им необходима помощь как государства, так и отдельных его структур. В этом и состоит главная задача социальной работы с данной категорией населения.
В разрешении проблем межэтнических отношений требуется активное и компетентное участие социальных работников во всех сферах жизни и на всех уровнях.
Главной задачей социальных служб, работающих с мигрантами, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Социальным службам нужно накапливать информацию о формах и методах работы, учиться управлять миграцией, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом.
Изучение и понимание проблем, с которыми имеют дело мигранты, необходимо для того, чтобы разработать эффективную программу помощи им.
Таким образом, социальная работа с мигрантами имеет большое значение. Специалисты оказывают переселенцам помощь в повышении социального статуса, в улучшении положения, воздействуют на новую для них среду, поддерживают и восстанавливают утерянные социальные роли, связи, что непременно сказывается на улучшении материального положения и повышает самооценку мигрантов.
Миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую государствами политику, а главное – изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.
Сегодня в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, занимающегося проблемами миграции населения, четко прорисовывается направление деятельности – использование толерантности во взаимоотношениях между переселенцами и местным сообществом как руководящего принципа в социальной работе с мигрантами. Разработка программ по формированию толерантных установок, проведение тренингов толерантности, диалога культур, знакомство с традициями, обычаями, интересами различных народов в рамках многонациональной России, воспитание толерантности у молодежи при реализации направления социальной работы с мигрантами с постоянным мониторингом ситуации в сфере взаимоотношений переселенцев и местного сообщества – будет гарантией социальной и национальной безопасности человека и гражданина России.
Литература
1. Авакьян, С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция [Текст]/С.А. Авакьян. – СПб.: Юринформцентр, 2003.
2. Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие [Текст]/А.А. Акмалова, В.М. Капицын / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Бадыштова И.М. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа) [Текст] // Социс. – №6. – 2003. – С. 38–46.
4. Блинова, М.С. Современные социологические теории миграции населения: монография [Текст] /М.С. Блинова; под ред. В.И. Добренькова. – М.: КДУ, 2009.
5. Бондырева, С.К. Миграция (сущность и явление) [Текст]/С.К. Бондырева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
6. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст]/ Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: Вербум-М, 2003.
7. Безюлева, Г.В. Толерантность в педагогике [Текст]/Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М.: АПО, 2002.
8. Библер, В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы [Текст] // Психологическая наука и образование. – 1996. – №4.
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст]. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
10. Бритвина И.Б. Отношение жителей провинциального города к вынужденным мигрантам [Текст] // Социс. – №2. – 2006. – С. 117 – 119.
11. Валитова, Р.Р. Толерантность как этическая проблема: дис. канд. философ. наук / Р.Р. Валитова. – М., 1997.
12. Валитова, Р.Р. Толерантность: порок или добродетель [Текст] // Вестник Московского ун-та. – Сер. 7. Философия. – 1996. – №1.