Уральская школа социологии
Содержание
Введение
1. Общая характеристика Уральской социологической школы
2. Биография Л.Н. Коган
3. Особенности и развитие Уральской школы социологии
4. Основные направления исследований
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Полвека со дня основания Советской социологической ассоциации - качественно новый этап в развитии отечественной социологии, в том числе и социологии на Урале.
Конец 50-х и особенно начало 60-х годов ознаменовались возрождением отечественной социологии, активизацией обращения к конкретным социологическим исследованиям. В 1958 году создается Советская социологическая ассоциация, объединившая ученых, работающих в области социологии. При Институте философии АН СССР организуется социологический сектор. Начинают формироваться научные центры в разных регионах страны — в Москве, Ленинграде, Свердловске, несколько позднее — в Новосибирске, Уфе, Перми и других городах.
Актуальность данной темы определяется тем, что Уральская социология заявила о себе сразу и решительно: "ворвалась" в отечественную науку в первой серьезной работе - "Подъем культурно-технического уровня рабочего класса в СССР" (1961) и благодаря активному старту изначально заняла достойное место в ряду ведущих научных центров развития социологии в стране (Ленинград, Москва, Новосибирск). Урал относится к тем немногим регионам, связи социологов в котором оказались настолько тесными, что возник повод говорить об особой уральской социологической школе.
У истоков социологической науки на Урале были М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, М. Н. Руткевич. Значительную роль в ее становлении сыграли Л. М. Архангельский, Ю. Е. Волков, С. Ф. Елисеев, О. Н. Жеманов, Г. М. Коростелев, Г. В. Мокроносов, В. Г. Мордкович, В. Г. Нестеров, Г. П. Орлов, Ю. П. Петров, Ф. Р. Филиппов, Л. Е. Эпштейн и др.[1]
В 1960-е годы на Урале шел процесс экстенсивного развития социологических исследований, который означал, во-первых, вовлечение ученых и специалистов областей и автономных республик региона (вслед за Свердловской областью - Пермской и Челябинской, чуть позднее - Оренбургской и Курганской областей, Башкирской и Удмуртской автономных республик); во-вторых, появление вузовских, академических и производственных центров и структур.
Однако социологической школы на Урале в 1960-е годы, по всей видимости, еще не существовало.
Ее формирование и развитие падает на 1970-е - первую половину 1980-х гг.
Цель данной работы: Изучить становление и развитие Уральской социологической школы. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1) Дать общую характеристику Уральской школе социологии;
2) Изучить процесс становления и развития социологии на Урале;
3) Изучить биографию Л.Н. Когана – основателя Уральской социологической школы;
4) Рассмотреть основные направления социологических исследований на Урале.
1. Общая характеристика Уральской социологической школы
Для появления научной школы в социологии необходимо наличие нескольких совпадающих по времени, месту, содержанию и направленности обстоятельств. Как правило, процесс ее становления занимает 15 - 20 лет. Это тот срок, когда школа должна сформироваться как некое научно-творческое неформальное сообщество, объединенное на основе единых методологических принципов и подходов, и проявить себя соответствующим образом в социологической деятельности. Школа характеризуется наличием ярко выраженного лидера (лидеров), институционального статуса (к примеру, принадлежности к университету), центра для обмена научными идеями и творческих встреч (теоретический семинар, издаваемый журнал, регулярно выходящие сборники научных трудов), общих профессионально-этических установок ее представителей.
Можно утверждать, что все эти признаки были присущи тому научно-творческому неформальному сообществу, которое мы именуем Уральской социологической школой. Ее признанным лидером стал выдающийся отечественный социолог Л. Н. Коган (1923 - 1997), к которому позднее "присоединились" на этом статусном уровне в Уфе Н. А. Аитов (1925 - 1999), в Перми - З. И. Файнбург (1922 - 1990).
Урал относится к тем немногим регионам, связи социологов в котором оказались настолько тесными, что возник повод говорить об особой уральской социологической школе.Сейчас трудно сказать, являлись ли авторами этого термина сами уральские социологи или их коллеги из других регионов. Правомерен ли этот термин, действительно ли уральские социологи составляют единую научную школу?
Ответить на этот вопрос нелегко. Думается, что говорить об уральской социологии как о единой школе было бы неверно. На Урале же в 60-е годы сложилось три весьма различных социологических центра в Перми, Уфе и Екатеринбурге.
Во главе уфимских социологов долгое время был Н.А. Аитов, пермских - З.И. Файнбург. Каждый из них представлял собой ярко выраженную индивидуальность, свою тематику, свои подходы к социологии.[2]
Центрами неформальных творческих сообществ социологов стали: в Свердловске - отдел социологии Института экономики Уральского филиала АН СССР, затем (с переходом Л. Н. Когана в университет) философский факультет Уральского государственного университета; в Уфе - Уфимский авиационный институт, в Перми - Пермский политехнический институт.
А общим неформальным творческим объединением стали постоянно проводившиеся конференции, семинары, школы, где обучали будущих "заводских" социологов, но главным образом - Уральские социологические чтения, проходившие в различных городах - республиканских и областных центрах региона, где в среднем раз в два года социологи имели возможность творчески общаться и публиковать в сборниках доклады и выступления. Первые чтения были проведены в 1976 г. в Ижевске, их организатором был Л. Н. Коган.
2. Биография Л.Н. Коган
Казалось бы, биография Льва Наумовича Когана типична для советского ученого. Основные ее вехи сводятся к нескольким датам и событиям. Однако нетипичность заключается в том, что в отличие от своих коллег, уехавших в другие города, покинувших нашу страну, Лев Наумович, несмотря на многочисленные приглашения, до последних дней жизни оставался верен своему городу, вузу, факультету, созданной им научной школе.
Родился Л. Н. Коган 20 марта 1923 г. в г. Екатеринбурге в семье врачей. После окончания школы он поступил в Уральский государственный университет на историко-филологический факультет, по окончании университета остался работать в нем. В 1966 г. был переведен на работу в Уральский филиал Академии наук, где под его руководством был организован сектор социологии культуры. В это время Лев Наумович продолжает свою преподавательскую деятельность в университете. В 1977 году возвращается на родную кафедру. 55 лет жизни ученого, педагога связано с родным университетом! За эти годы пройден немалый путь: от студента, ассистента - до профессора, академика.
О Льве Наумовиче очень сложно писать: слишком многогранным был этот талантливый человек. Он известен в различных областях гуманитарного знания - философии, культурологии, социологии, эстетике, театральной критике. Можно говорить о нескольких гранях, ипостасях, Льва Наумовича. Но, какую бы грань мы с вами ни взяли, прежде всего необходимо говорить о Когане - Человеке. Быть Человеком, быть Личностью - это первая и самая важная ипостась Льва Наумовича Когана. Личность Льва Наумовича удивительная, сложная, зачастую противоречивая, харизматическая. Он, как магнит, притягивал к себе людей. Всегда оказывался в центре любой компании: своих коллег, студентов, учеников, порой даже незнакомых, только что встретившихся людей. О человеке лучше судить по воспоминаниям коллег, учеников. Обратимся к некоторым высказываниям, которые сделаны его коллегами, крупными учеными на дарственных книгах: "Лене Когану - самому, самому из нас..." (С. Раппопорт); "Лене Когану - человеку большой души, высочайшего профессионализма, искрометного темперамента" (Новиков); "Льву Наумовичу за неоценимую помощь и поддержку. С благодарностью за все. В. Межуев".
О противоречивости своего характера писал Лев Наумович в одном из своих стихотворений:
Собираясь в долгую дорогу,
Я прошу прощения у вас.
За характер - скажем, не подарок,
За неосторожные слова,
И за то, что мучил Вас немало
Я аббревиатурой "БСК".[3]
3. Особенности и развитие Уральской школы социологии
Уральская школа "заявила" о себе рядом особенностей.
- В ее рамках шло параллельное развитие сразу трех "ветвей" российской социологии - вузовской, академической, производственной (заводской), причем между ними изначально установились и долгое время (вплоть до развалазаводской социологии в начале 1990-х гг.) существовали интенсивные творческие связи. Заводскаясоциология на Урале по существу была любимым детищем и вузовской, и академической науки,которые ее взрастили и поставили, что называется, на ноги.
- На Урале достаточно быстро происходили процессы институциализации социологии и ее общественного признания, чему в значительной степени способствовали властные структурырегиона. Представители власти принимали участие в организации социологической деятельности,проведении конкретных исследований (часто выступая их заказчиками), конференций и семинаров,что способствовало росту популярности социологии, придавало ей определенного рода"паблисити". В немалой степени этому содействовали местные СМИ, пропагандировавшие работусоциологов в печати, по радио, телевидению. Несмотря на отсутствие в стране социологическогообразования и следовательно профессионально подготовленных кадров специалистов, напредприятиях вводились должности и структуры (лаборатории, секторы, бюро и даже отделы ислужбы) "под социологов".[4]