Смекни!
smekni.com

Уровень и качество благосостояния населения (стр. 5 из 6)

К числу показателей, характеризующих бедность, относятся численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и его доля в процентах от общей численности населения. По мировым стандартам, доля этой категории населения не должна превышать 10%.[14]

По взвешенным данным обследования бюджетов домашних хозяйств и баланса денежных доходов и расходов населения в динамике с 1998 по 2004 г. наиболее высокие показатели бедности в республике приходятся на 1999 г., когда численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 330,2 тыс. человек, что явилось результатом августовского финансово-экономического кризиса 1998 г. Численность и доля бедного населения в этот период имели тенденцию к снижению (см. рис. 2).

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в III квартале 2004 г. доля бедных составила 67,4% от числа всех обследуемых членов домохозяйств, причем в сельской местности доля бедных выше, чем в городской местности (81,5 и 54,2% соответственно) (см. рис. 3).[15]


Рис. 3. Численность населения с доходами выше и ниже величины прожиточного минимума в городской и сельской местности в Ш квартале 2004 г. (в % от общей численности населения)

В структуре бедного населения наибольшую долю составляют работающие (39,7% от всех бедных), дети до 14 лет (30,3%) и временно неработающие (21,2%). В городской местности выше, чем в сельской местности, доля бедных, относящихся к категории «работающие», а в сельской местности - выше доля бедных, относящихся к категориям «временно неработающие» и «дети до 14 лет» (см. рис. 4).

Наибольшее число респондентов отметили, что для обеспечения нормального уровня жизни их семье необходимо получать доход в размере от 5000 до 10000 рублей в расчете на одного члена домохозяйства в месяц (34,5% от общего числа опрошенных). При этом большинство опрошенных считают, что семью можно считать богатой, если среднемесячный доход в расчете на одного человека составляет от 20000 до 50000 рублей (46,7%), а бедной - семью с доходом менее 4000 рублей (73,3%).[16]

Величина критерия бедности в сельской местности существенно ниже по сравнению с городской местностью: главы городских домохозяйств указывают чаще всего 2000,1-4000 рублей в расчете на одного человека в месяц (36% опрошенных), в то время как в сельской местности до 2000 рублей (48,1%). Почти все домохозяйства с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в III квартале 2004 г.) считают, что при среднедушевом доходе 5000 и менее рублей домохозяйство будет относиться к категории «бедных» (98,6% от общего числа домохозяйств, относящихся к бедным).

Заработная плата для всех категорий населения является одним из основных источников средств существования. По данным обследования, подавляющее большинство глав обследованных домохозяйств (82,0%) имеют работу, приносящую доход, причем доля работающих женщин превышает долю работающих мужчин (83,8 и 79,5% от общего числа женщин и мужчин). Из числа малоимущих домохозяйств наибольшую долю (75,9%) составляют домохозяйства, где глава имеет основное место работы, в 16,6% домохозяйств главами являются неработающие пенсионеры, в 7,5% - безработные.

Дополнительную работу (включая и нерегулярную), приносящую доход, имеют главы 40 домохозяйств (9,6% от общего числа занятых респондентов), причем доля женщин этой категории выше, чем доля мужчин, имеющих дополнительную работу (10,7 и 8,0% от общего числа занятых женщин и мужчин соответственно). Наибольшие доли респондентов, имеющих дополнительный заработок, соответствуют возрастным категориям 30-39 и 40-49 лет (40,0 и 32,5% от числа респондентов, имеющих дополнительную работу). Размер дополнительного заработка колеблется от 500 до 15000 рублей. Средний размер дополнительного заработка составляет 3112,5 рубля в месяц на одно домохозяйство.

Из видов дополнительного заработка респонденты чаще всего отмечали продажу продукции личного подсобного хозяйства, ремесла, рыбалки, охоты (30% из числа лиц, имеющих дополнительную работу), а также совмещение должностей на другом предприятии (27,5%) и по основному месту работы (17,5%).[17]

Большинство опрошенных ответили, что они удовлетворены своей работой (56,0% от общего числа глав домохозяйств, имеющих работу) и что основной причиной удовлетворенности является размер денежного дохода. На рис. 6 видно, что чем выше размер дохода, тем выше удовлетворенность работой.

В городской местности главы обследованных домохозяйств чаще, чем в сельской местности, отмечали неудовлетворенность работой: в среднем 74,1% опрошенных в той или иной степени недовольны работой и 9,6% отметили, что имеющаяся работа их совершенно не устраивает (в сельской местности эти же показатели составили 86,8 и 4,8% соответственно).

Хотя денежный доход малоимущих домохозяйств небольшой, их главы на вопрос анкеты «Довольны ли Вы в целом своей работой?» в большинстве случаев ответили, что довольны своей работой в разной степени (79,0%). Анализ ответов респондентов на вопрос охарактеризовать материальное положение семьи показал, что одна десятая часть респондентов не испытывает нужды в деньгах: ни в чем себе не отказывает, по мере необходимости покупает товары длительного пользования и часто покупает высококачественные продукты питания. Около половины респондентов ответили, что покупают только необходимые продукты питания и одежду, а более крупные покупки приходится откладывать на будущее. Треть домохозяйств считает, что денег хватает только на покупку продуктов питания, из них 69,0% имели среднедушевой денежный доход ниже величины прожиточного минимума. У десятой части респондентов не хватает средств даже на приобретение продуктов питания и им приходится брать деньги в долг, из них 81,6% составляют малоимущие.


Субъективная оценка благосостояния главами домохозяйств не находится в прямой зависимости от размера денежных доходов. Так, в городской местности, где денежные доходы выше, глава только одного домохозяйства отметил, что их доходов вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать (0,3% из числа городских домохозяйств), в то время как в сельской местности таких домохозяйств четыре (1,9% из числа сельских домохозяйств). В то же время доля домохозяйств, оценивших свое материальное положение как крайнюю нужду («денег не хватает даже на приобретение продуктов питания, приходится брать в долг»), в сельской местности превышает долю подобных домохозяйств в городской местности на 8 процентных пунктов (п. п.) (14,3 и 6,3% соответственно).


Заключение

В данной курсовой работе рассмотрена проблема уровня и качества жизни населения, проанализирован уровень благосостояния населения республики Саха (Якутия), а также предложены меры по преодолению бедности.

К оценке уровня бедности необходимо, на наш взгляд, подходить с более широких позиций, чем просто исходя из численности и доли населения с доходами или даже с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума. Полагаем, что измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный минимум предполагает и содержание имеющегося жилья.

Сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем будет важным шагом вперед к ее комплексному измерению. Это приведет к расширению взгляда на российскую бедность и ее структуру.

Оценка бедности на основе сочетания денежных доходов и обеспеченности жилищем позволяет выявить три структурные группы бедных, одну из которых в настоящее время к бедным не относят. Расширяется перечень проблем, которые надо решить для снижения уровня бедности, и уточняются приоритеты и способы государственной поддержки представителей различных социальных групп бедного населения.

На новом этапе борьбы с бедностью надо уточнить официальные показатели ее измерения. Эти показатели должны более полно отражать особенности российской бедности, а методики их определения - быть прозрачными и не изменяться в процессе осуществления поставленной задачи. Вторая группа вопросов связана с необходимостью определения приоритетных проблем, решение которых позволяет быстрее снижать бедность.

Наряду с федеральной программой необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и четко распределить их функции.

К решению стоящих перед страной задач по снижению уровня бедности необходимо привлечь бизнес, а также организации гражданского общества, в том числе научно-исследовательские, неправительственные и религиозные организации, средства массовой информации. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы. Имело бы смысл создать авторитетную общероссийскую неправительственную организацию по координации участия в преодолении бедности, повышении уровня и качества жизни властных, предпринимательских и общественных структур.