Существуют альтернативные семьи, такие как:
Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте. В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет.
Незарегестрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным, так как именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).
Сознательно-бездетный брак. 10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России — до 1%. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация.
Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Отчимы оценивают себя в роли отца несколько ниже, чем отцы по крови, они занимают более пассивную роль по отношению к ребенку, считая последнего менее счастливым.
Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу.
Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первый предполагает (допускает) некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют комкубинатом. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго (порядка 10 лет), вместе с тем при ее наличии очень высок уровень близости и доверия в первичной паре.
Свингерство. Свингерством называют обмен брачными парами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую «шведскую» семью.
Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего пола. Однополая любовь покоится на тех же психофизиологических предпосылках, что и гетеросексуальная, а итоговое соотношение и того и другого определяется лишь в процессе индивидуального развития.
Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны (коллективные семьи).
2.2 Проблемы и противоречия полигамного брака
Проблема нынешняя связана с тем, что у нас моногамная семья и полигамная биологическая природа. Это неразрешимый конфликт. У людей может быть потребность жить вместе и иметь детей, но брак не является человеческой потребностью. Это то, что называется инициативой сверху, в результате возник религиозно-государственно-юридический институт. В его структуре содержится довольно много моментов, которые и вызывают кризис. В частности, требование хранить верность. Широко распространено глупое рассуждение: мужчина полигамен, женщина моногамна. Тот, кто это повторяет, плохо учился в школе: один вид животных не может разделяться на моногамную и полигамную части [9].
Тема многожёнства заслуживает более серьёзного внимания и её нельзя сводить к взаимным упрёкам. Наступившее XXI столетие несёт с собой огромный разрушительный потенциал. Накопившиеся проблемы, конфликты, трения, противоречия не могут быть решены в одностороннем порядке, без разумного диалога, поиска компромиссов, умения слушать и слышать друг друга. Существуют аргументы, которые выдвигаются за и против многожёнства.
Первый и самый простой аргумент против, заключается в том, что многожёнство – это аморальная форма брака, которую большинство психологически отторгает. При всей своей силе, этот аргумент действует лишь на уровне бытового сознания. Ему сразу можно найти несколько контр-доводов. Во-первых, понятие морали в некоторых своих аспектах не является абсолютным. Как раз многожёнство и демонстрирует это. В обществе, основанном на христианских ценностях, полигамия действительно считается недопустимой формой брака. А вот ислам не ставит многожёнство под моральный запрет и разрешает своим последователям эту форму брака. Во-вторых, общество уже созрело до той стадии, когда в нём обсуждается тема однополых семей и постепенно общественное мнение склоняется к тому, чтобы по крайней мере смягчить моральные претензии к такого рода “бракам”. Почему же полигамный брак должен быть исключением? Если сила моральных аргументов не действует, то в ход идут идеологические аргументы. В этом случае многожёнство рассматривается не просто как аморальное явление, а как общественно вредное явление, “социальный порок”.
Одна из точек зрения восходит к представлениям о том, что многожёнство - это признак отсталости и унижения женщины. Один из классиков марксизма - Ф.Энгельс дал такое объяснение: “...многожёнство - привилегия богатых и знатных...” и оно является “...результатом рабства...”. Таким образом, борьба с многожёнством приобретает не просто характер борьбы с аморальным поведением, но и “классовой” борьбы.
Когда общество попадает в “ненормальную” ситуацию - например, в состояние войны или какой-то другой катастрофы - при которой численность мужчин резко и единовременно сокращается, многожёнство, признаём мы его официально или нет, становится чуть ли единственным социальным механизмом регулирования демографических процессов. Какой-то процент женщиннеизбежно будет вступать в незаконные или полу-законные браки с женатыми мужчинами. Этот факт невозможно оспорить. Известно, что после Великой Отечественной войны неофициальное многожёнство было довольно широко распространено на всей территории Советского Союза.
Ещё более обоснованный, более уважительный мотив - бездетность, тяжёлая болезнь жены, иногда к этому набору добавлялось отсутствие сыновей. Для среднеазиатского, “мусульманского” общества отсутствие детей вообще и сыновей в частности - это не просто беда, это трагедия, с которой нельзя мириться и которую человек обязан избежать. Обусловленное такими “нормальными” причинами многожёнство никогда не было и никогда не будет всеобщим явлением. Это очевидный факт, поскольку число мужчин и женщин в обществе примерно одинаковое [10].
Заключение
Целью контрольной работы являлся анализ фамилизма и феминизма как теоретического течения в изучении семьи, а также немоногамных моделей брака и семьи. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
1) В ходе исследования удалось выявить, что фамилистика — это отраслевое направление социологии семьи, наука о семье, междисциплинарное направление в социологии.
2) Изучение показало, что феминология как наука отражает жизнедеятельность женщины в обществе, объективные закономерности ее существования и служит основой гуманной деятельности, цель которой — проведение в жизнь принципа равенства между мужчиной и женщиной. Феминология как учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям и предметным полям базовых и других традиционных дисциплин.
3)Установлено, что полигамный брак это - многобрачие; форма брака, разрешающая иметь более одного супруга. Теоретически возможны три формы полигамии, это групповой брак, полиандрия и полигения.
4) Выявлены позитивные и негативные взгляды на многожёнство. Аргументы «против»: это аморальная форма брака. Аргументы «за»: в период аномальных ситуаций в стране это социальный механизм регулирования демографических процессов, а также бездетность в семье.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию предмета семьеведение.
Список использованных источников
1. Черняк Е.М. Семьеведение: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 320 с.
2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие. Под. Ред. Е.Г. Силяевой 4-е изд. – М.: «Академия», 2006. – 192 с.
3. Зуйкова Е.М. Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 300 с.
4. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 248 с.
5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2006. – 320 с.
6. Фролов с.с. Социология семьи . URL://http:www.i-u.ru/biblio/archive/frolov%5Fsoc/soc_frol11 (дата обращения: 3.09.2010)
7. URL://http:glossary.ru/cgi-bin/gl_exs2.cgi?E.08*Bwgqo (дата обращения: 3.09.2010)
8. В. Зорин. «Евразийская мудрость от а до я», толковый словарь, брак URL://http:terme.ru/dictionary/470/word/%C1%D0%C0%CA(дата обращения: 11.08.2010)
9. Михаил Лабковский. «Полигамный человек. Моногамный брак. Проблемы и противоречия». URL://http:www.labrys.ru/node/6156 (дата обращения: 3.09.2010)
10. Абашин С. Многожёнство: запретить нельзя разрешить?URL://http:www.genderedu.freenet (дата обращения: 3.09.2010)
11. Гаранина Е.Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 384 с.