Очень значимыми были моральные стимулы, среди которых главным было присвоение титулов и званий, кстати, тоже сопровождавшееся материальными льготами. Важным также считалось присвоение государственных наград. Всем этим выделялись в обществе люди за гражданские поступки.
Некоторые из этих стимулов были сохранены и при советском строе. Благотворительность в социалистическом обществе не была столь значимой, поскольку все национальные активы находились в руках государства, и у граждан было не так много возможностей материально поддерживать решение важных для общества задач. Хотя в годы Великой Отечественной войны многие граждане на последние сбережения строили самолеты и танки.
С переходом России в 90-е годы в систему рыночной экономики вновь большинство национальных активов перешло в частные руки, резко обострилось расслоение общества, и вновь возникла необходимость возрождения системы благотворительности, как необходимой составляющей организации жизни общества.
Возрождение и развитие системы благотворительности в наши дни существенно тормозится, прежде всего, чиновниками всех уровней, работающих по стандартам социалистического государства и не понимающих важности создания государственной системы перераспределения доходов населения. В новом обществе необходимо создание новой системы моральных стимулов, в том числе новой системы гражданских статусов и званий. Необходимо создание системы материальных стимулов благотворителей, сегодня реально существующей во всех странах с рыночной экономикой. И здесь необходима, прежде всего, активная работа экономистов. Нельзя считать только конкретные доходы и расходы бюджетов различных уровней, необходимо также учитывать все реальные средства, которые получает общество в виде благотворительной помощи. Система налоговых льгот должна не опустошать казну, а пополнять ее, стимулируя выход из тени доходов, направляемых в помощь учреждениям социальной сферы и нуждающимся гражданам. Интересы государства и общества требуют сегодня разработку государственной системы развития благотворительной деятельности. Без этого российское общество не сможет жить и развиваться.
5. Благотворительность — негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.5
6. Благотворительность — безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями «прощения грехов», гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия.6
7. Благотворительность — общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных к отвергнутых жизнью».7
8. Благотворительность — бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим.8
9. Благотворительность — оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие.9
10.Благотворительность — это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии.10
Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и неспособным самостоятельно ее преодолеть, ‑ это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освещаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.
Одним из первых позитивных достижений перестроечной либерализации (1985-1991 гг.) в России была реабилитирована благотворительность. В начале 1990-х гг. благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и как явление получила официальный статус в основном законе страны. Конституции РФ 1993 г. гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В свете данного законотворчества может возникнуть представление, что в России до конца XX столетия не существовала филантропическая традиция. Это не так. Здесь необходимо исходить из содержания и характера исторических периодов, которые прошла страна в прошлые столетия и на протяжении бурного XX века. Доступные нам факты говорят о том, что российская филантропия конца XIX – первой четверти XX вв. имела достаточный размах и силу в деле помощи обездоленным, опираясь при этом на традицию, шедшею из прошлых веков.
Наиболее известные и распространенные определения понятий, связанных с благотворительной деятельностью, можно найти в знаменитом словаре В. И. Даля (1880 г.). Так, например, «благотворение» по В. И. Далю означает «благодеяние, добродейство, делание добра». Как можно заметить, семантика «благотворительность» в XX в. несколько иная. Ее суть в деятельности благотворителей.
Если рассматривать феномен благотворительности как негосударственное, а общественное явление, то сразу возникает в этом контексте роль денег, бизнеса (предпринимательства) в системе социальной помощи малоимущим и обездоленным гражданам. В силу понятных социоэкономических и социокультурных условий, как в дореволюционную, так и постсоветскую эпоху благотворительность ассоциируется в массовом сознании не с религиозной деятельностью, а с бизнесом. Действительно, в нашем «бедном» обществе при слабых конфессиональных институтах реальную филантропическую помощь могут оказывать, в основном, люди бизнеса – либо от имени компании и фирм, либо от себя лично в порядке спонсорской поддержки, шефства, меценатства, через филантропические фонды и напрямую.
2. Социокультурные и исторические аспекты явления благотворительности
История благотворительности в России представляет собой интереснейшую страницу жизни нашего государства на протяжении многих веков. Начиная от самых простых акций милосердия, относящихся к более чем тысячелетнему периоду начала христианства на Руси и, постепенно трансформируясь и наполняясь новым содержанием, благотворительность превратилась в разветвлённую сеть, включающую в себя государственные, общественные и частные организации.
Благотворительность в годы становления Киевской Руси была частным делом и не включалась в круг государственных обязанностей. В летописных источниках найдено множество примеров проявления милосердия к убогим и нищим. Знакомясь с евангельским учением о необходимости помогать ближнему, Великий князь киевский Владимир (980-1015) сам показывал пример сострадательности и человеколюбия. Он позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжий двор, а для больных, которые сами не могли приходить, — отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. Некоторые исследователи утверждают, что при Владимире были учреждены первые больницы. Его примеру следовали и другие князья, активно занимавшиеся благотворительной деятельностью. Наибольшего размаха такая деятельность достигает в XIX в. Например, великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская в 1844 г. в Петербурге организовали первую общину сестер милосердия, названную Свято-Троицкой. При общине было создано несколько самостоятельных, но функционально связанных учреждений; отделение сестер милосердия, больница, богадельня, детский приют,исправительная детская школа и «отделение кающихся». Последнее заведение было организовано для лиц женского пола, пожелавших оставить прежний порочный образ жизни.
Сестры милосердия, среди которых было много женщин и девушек знатного происхождения. Из числа наиболее крупных вкладов в дела благотворительности отметим следующие. 1803 г. граф Шереметьев учредил высочайшего соизволения странноприимный дом в Москве на 100 человек и больницу при нем на 50 человек, затратив на это 2 500 000 руб. Помещик Мценского уезда Орловской губернии Лутовинов в 1806 г. построй больницу с флигелем, аптекой и лабораторией.
Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.11
I этап — IX-XVI вв. За этот период Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности