Содержание
Введение
1. Феномен благотворительной деятельности в России
2. Социокультурные и исторические аспекты явления благотворительности
3. Расцвет и феномен меценатства
Введение
Благотворительность, которая еще недавно воспринималась как явление историческое, вновь стала реальностью современной российской жизни. Ее правовой статус закреплен Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Однако само слово «благотворительность» в силу культурно-исторических и этимологических ассоциаций дает основание для предельно широкого истолкования соответствующего ему понятия, под которое в настоящее время подводятся самые разные по содержанию и форме виды социальной деятельности – от строительства дома для работников предприятия до подаяния нищему. Это актуализирует проблему уточнения понятия «благотворительность» применительно к современным условиям, с учетом реалий сегодняшнего дня. Чтобы решить эту задачу, необходимо определить его соотношение со смежными и родственными понятиями, выявить границы и специфику соответствующей предметной области.
С одной стороны, благотворительность следует отличать от профессиональной социальной работы, которая исторически во многом сформировалась на ее основе, но строится на иных организационных началах. Социальная работа как область профессиональной деятельности институирована – она четко регламентирована нормативно-правовой базой, имеет определенную организационно-управленческую структуру, осуществляется в рамках специально созданных учреждений и организаций и т.д. Субъектами социальной работы выступают не только конкретные специалисты, но и социальные службы, ведомства, наконец, государство.
С другой стороны, благотворительность необходимо отграничивать от разного рода альтруистических проявлений отдельных лиц по отношению к посторонним людям в неформальном, в том числе обиходно-бытовом общении (подчеркнем, что в данном случае не имеются в виду родственные и дружеские отношения, которые должны органично включать заботу о близких). Такие поступки обычно совершаются спонтанно, под влиянием естественных гуманистических побуждений, часто на эмоциональной основе.
Поскольку благотворительность как социальный феномен занимает промежуточное положение между социальной работой и неформальными проявлениями помощи и поддержки, она закономерно несет в себе черты и того, и другого. Учитывая это, с понятием «благотворительность», на мой взгляд, следует соотносить бескорыстную добровольную целенаправленно организованную деятельность юридических и физических лиц по оказанию материальной (финансовой, натуральной и др.) помощи или поддержки лицам, группам, организациям.
С социальной работой благотворительность в ее современном понимании сближает относительная институированность – наличие правового статуса, специальных организационных форм, участие в благотворительной деятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов. В то же время она не имеет жесткой регламентации, что обеспечивает большую гибкость, мобильность, возможность для расширения круга адресатов социальной помощи и поддержки.
Добровольность и бескорыстность роднят благотворительную деятельность с благодеяниями отдельных людей, совершаемыми по велению души и сердца. Именно этот гуманистический компонент служит доминантой, направляющей развитие благотворительности в целом, хотя конкретные благотворители могут руководствоваться и другими мотивами.
Обозначенные особенности благотворительной деятельности обусловливают ее социальную значимость: с одной стороны, она дополняет сферу профессиональной социальной работы, помогая хотя бы в какой-то степени смягчить социальные проблемы, для решения которых пока еще не выработаны институированные формы или недостает материальных средств; а с другой – благотворительность дает возможность проявиться лучшим человеческим качествам.
1. Феномен благотворительной деятельности в России
Обращаясь к какому-либо объекту, логично начать с определения его границ. Авторы статей о благотворительности используют весьма различные трактовки и определения этого явления. Их сравнение позволяет сделать первый шаг к осмыслению границ благотворительности — феномена, такого понятного интуитивно и такого неоднозначного при попытке ближайшего анализа.
1. Благотворительность — оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)1
2. Благотворительность — проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.2
3. Благотворительность — действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.3
4. Благотворительность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.4
Благотворительность в узком смысле — оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле — безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
История благотворительности развивалась от подаяния милостыни до системы законов и других актов, где юридически закреплялось существование данного явления как важнейшего направления общественной жизни.
Объектами благотворительности и милосердия во всем мире традиционно являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалидности, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы.
Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему в России еще в обычаях восточных славян. С.М. Соловьев писал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы, к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.
В слове «благотворительность» основной корень – «благо», т.е. «добро». Так изначально обозначалось отношение общества к актам помощи нуждающимся согражданам. Российское общество во все времена к благотворительности относилось положительно, видя в этом, во-первых, традиционную составляющую русского менталитета, во-вторых: необходимую часть организации жизни общества, строящегося изначально на неравноправии. В отсутствие благотворительности значительная часть беднейших слоев населения была обречена на вымирание или, доведенная до отчаяния, являлась инициатором бунтов, погромов, восстаний и революций. Это, кстати, четко прослеживалось на протяжении всей истории развития России.
Необходимость благотворительности всегда понимали власть имущие, и проблема заключалась только в одном – как определить «точку кипения» и как постоянно иметь ресурсы для снятия социальной напряженности. Все это привело к необходимости формирования, еще много веков назад, государственной системы развития благотворительности. У рабовладельческого, феодального, капиталистического государства никогда не было достаточных средств для решения всех социальных проблем общества. Несмотря на высокую централизацию власти и средств в руках князей и монархов, у зажиточной части населения все равно активов было во много раз больше. Собираемая дань и налоги не позволяли через государственную казну в полной мере решать эти проблемы. Поэтому, российские правители всегда видели необходимость привлечения частных средств для решения социальных проблем государства и общества.
Может быть потому, что в истории России редко выдавались спокойные годы, а чаще войны, эпидемии, голод, природные катаклизмы, требующие сплочения общества, российскому менталитету, более чем другим, свойственны чувства гражданственности, патриотизма, общности и сострадания. На этом основывалась такая черта характера россиян, как стремление быть уважаемым человеком в обществе. Эти чувства и использовались правителями России для развития системы благотворительности.
Благотворительность всегда понималась гражданами как доброе дело, а правителями – как система решения социальных проблем и частичного перераспределения доходов в пользу малоимущих. В истории России можно проследить постоянную деятельность руководителей государства по моральному и материальному стимулированию гражданских поступков. Стимулировалась гражданская деятельность по защите страны, по развитию науки и техники, культуры и искусства, но также неизменно стимулировалась подвижническая деятельность, направленная на служение людям, стимулировалось направление частных средств на строительство больниц и сиротских приютов, театров и церквей, школ и курортов для инвалидов войн. В качестве материальных стимулов использовались льготы по налогам, раздача земель и поместий, причем эти льготы существовали не только при жизни благотворителя, но и передавались по наследству.