Сексуальность представляет собой движущую силу социальной активности человека, поскольку направлена на достижение не только сексуального удовлетворения, но и социально-психологического состояния, обозначаемого как «счастье», повышение качества жизни. Переживания, связанные с полом, определяют выбор того или иного варианта поведения даже в ситуациях, заведомо не связанных с сексуальными контактами в узком смысле [70].
До 3. Фрейда сексуальность специально изучали, главным образом, психиатры и криминалисты. Они рассматривали преимущественно патологии, отклонения от нормы. В связи с этим тема сексуальности обрела некий криминальный или патологический оттенок. 3. Фрейд первым заговорил о сексуальности как о естественном свойстве, нормальном качестве нормального человека [19, с.44].
В своей теории культуры 3. Фрейд представлял точку зрения, согласно которой культура обязана своим возникновением подавлению влечения или отказу от него. Основная его мысль заключается в том, что культурные достижения являются результатами проявления сублимированной сексуальной энергии, из чего следует, что подавление или вытеснение сексуального влечения является необходимым фактором любой культуры [37, с.39-40].
З. Фрейд был одним из первых ученых, осознавших, что сексуальность - это свойство человека, присущее ему на протяжении всей жизни. Он считал, что половое влечение, или либидо (инстинктивное стремление к чувственному наслаждению), является ключевой силой, мотивирующей поведение [46].
Социальная терпимость «расколдовывает» сексуальность, побуждая рассматривать ее не глобально, а в конкретных социокультурных и личностных контекстах [22, с.38].
Человеческая сексуальность — это царство контрастов и противоречий, общественных тенденций и культурных императивов; это «чрезвычайно яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, включающее совокупность биологических, психологических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением половой функции» [15, с.15].
Запрещение тех или иных поступков далеко не всегда совпадает с запрещением говорить о них (табу слов). Бывают принципиально неназываемые, невербализуемые отношения; их существование общеизвестно, но о них не принято говорить или можно говорить только намеками, эвфемизмами [21, с.74-75].
Сексуальная мораль - система нравственных норм, регулирующих все стороны сексуальной жизни человека. Является одной из составных частей системы нравственных ценностей конкретного общества, включает не только правила полового поведения людей, но и этические, эстетические взгляды, обычаи , касающиеся вопросов секса [71].
Не смотря на то, что даже в пределах одной и той же культуры существуют разные нормы сексуального поведения для разных категорий людей (двойной стандарт, то есть разные нормы сексуального поведения для мужчин и для женщин, который в той или иной степени наблюдается почти везде; сексуальные роли, позиции в половом акте; приписываемая мужчинам и женщинам мотивация; право выбирать сексуального партнера и определять характер взаимоотношений с ним) [21, с.77-78], любовь способна наполнять собой все отношения между мужчиной и женщиной вне зависимости от социального положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, возраста и исторического периода.
Сексуальный опыт, основанный на собственных переживаниях человека, сугубо индивидуален, но складывается он под влиянием социальной среды и общедоступной информации. Чтобы понять феномен сексуальности, необходимо представить себе ее многогранность.
Если традиционный подход к половым отношениям заключается в поиске путей воссоединения двух половых начал, то социокультурная концепция помимо этого учитывает деятельностную и нормативные составляющие сексуального поведения, новые подходы к известной дихотомии (делению на гетеросексуальные и гомосексуальные отношения) и возможность бисексуальных проявлений, индивидуальных особенностей сексуальности личности, тем самым, расширяя объект притязаний.
Поэтому социокультурная концепция полового развития предполагает:
• Формирование определенного сексуального поведения посредством всего многообразия мер, средств, форм и способов, которые выработало человечество в ходе исторического развития.
• Стремление к повышению уровня сексуальной культуры индивидов, общественных групп или выравниванию ее уровней в паре.
Число и тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники постепенно становятся исключительно делом личного выбора. Расширяются возрастные рамки сексуальной активности благодаря достижениям медицины, особенно сексофармакологии.
Сексуально-эротическое поведение и мотивация эмансипируются от репродуктивной биологии, связанной с продолжением рода, которой они обязаны своим происхождением в филогенезе.
На индивидуально-психологическом, мотивационном уровне так было всегда. Люди, как и животные, спариваются не для размножения, а для удовольствия. Однако в прошлом эта сторона дела всячески вуалировалась и приглушалась. Биологически и культурно «нормальной» считалась только такая сексуальная активность, которая способствовала или могла привести к зачатию. В ХХ в. положение изменилось. Общественное сознание (нормативная культура) приняло тот факт, что сексуальность не направлена на деторождение, не нуждается в оправдании и является самоценной.
Сдвиги в сексуальной культуре неразрывно связаны с изменениями гендерного порядка, характера взаимоотношений мужчин и женщин. Главными субъектами и агентами этих изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская психика. Дело здесь не столько в более широкой адаптивности женщин, сколько в общей логике социально-классовых отношений. Любые радикальные социальные изменения осуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в данном случае - женщины, которые шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с мужчинами. Степень и темпы изменения гендерного порядка и соответствующих ему образов маскулинности и фемининности неравномерны в разных странах, социально-экономических слоях, социально-возрастных группах и среди разных категорий мужчин и женщин. При этом происходит не «феминизация» мужчин и / или «маскулинизация» женщин и образование некоего «унисекса», а ослабление поляризации половых различий и связанной с ними социальной стратификации. Многие традиционные различия мужского и женского, которые привычно ассоциируются с половым диморфизмом, не столько исчезают, сколько трансформируются и перестают быть обязательной социальной нормой. Это открывает дорогу проявлению множества индивидуальных вариаций, которые могут быть вообще не связаны с полом и гендером.
Установка на возможную временность сексуального партнерства производна от высокой социальной мобильности, которая делает любые социальные идентичности и принадлежности (профессиональные, территориально-этнические, конфессиональные и т.д.) более изменчивыми и сменными. Высокая мобильность создает ситуацию ненадежности и неопределенности, но одновременно увеличивает степень индивидуальной свободы и связанной с нею ответственности.
Типичная форма сексуального партнерства у современных молодых людей - так называемая серийная моногамия, когда человек живет одновременно только с одним партнером /партнершей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный отрезок времени. Эта установка противоречит, с одной стороны, идее пожизненного брачного союза, а с другой - леворадикальным идеям о ненужности института брака и супружеской верности вообще. Отношение серьезных социологов к серийной моногамии сначала было ироническим, казалось, что она может существовать только в молодежной среде и при отсутствии детей.
Важные сдвиги происходят в сфере сексуальной морали. Хотя моральное регулирование и оценка сексуальных отношений не исчезают, они становятся более гибкими и реалистическими. В результате, во-первых, уменьшается разрыв между повседневной, бытовой и официальной моралью и, следовательно, становится меньше лицемерия. Во-вторых, суживается круг морально оцениваемых явлений. Число и тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники постепенно становятся исключительно делом личного усмотрения. По словам знаменитого немецкого социолога Теодора Адорно, «главное и единственное правило сексуальной морали - обвинитель всегда неправ» [74]. Однако сужение сферы морального регулирования компенсируется более высокими требованиями к характеру отношений. Важнейшим критерием моральной оценки сексуальных действий и отношений становится их добровольность.
Самая трудная проблема, которую ХХ в. оставил в наследство ХХI в. - отношение к детской сексуальности. В этом вопросе существуют две противоположные и одинаково важные тенденции. С одной стороны, в противоположность средневековой идее имманентной чистоты и асексуальности ребенка (хотя она сосуществовала с идеей имманентной детской греховности, от которой ребенка может уберечь только строгость и родительский контроль), современная наука признает факт существования детской сексуальности, которую должны учитывать родители и воспитатели и из которой вытекает также право детей и особенно подростков на получение сексуальной информации.