Параллельно развивается философия оправдания гомосексуальных отношений. Гомосексуализм — это еще и способ бегства от высоких, но не обеспеченных сегодня ни личным, ни социальным ресурсом отношений между полами, представители которых, устав от недостижимости целей, находятся в максимальной конфронтации друг к другу. Любовь мужчины и женщины для многих — не заветная мечта, а непосильный груз [53].
Для молодого человека очень важно, как отнесется общество к его признанию в своей гомосексуальной ориентации. До сих пор многие считают, что гомосексуализм — это преступление, болезнь, грех перед Богом, и такое отношение не может не оказывать влияния на оценку подростком своей сексуальной ориентации.
До сих пор очень мало известно о том, какой в действительности воспринимают жизнь в подростковом возрасте геи и лесбиянки в режиме реального времени. В этой связи совершенно очевидной представляется необходимость проведения соответствующих (лонгитюдных) исследований процессов «раскрытия», что позволило бы пронаблюдать молодых геев и лесбиянок в процессе взросления и развития у них новых сексуальных идентичностей. Кроме того, это будет способствовать определению степени влияния на процесс раскрытия меняющихся социентальных моделей отношений к гомосексуальности — изменений, вызванных действием целого ряда причин, таких, как более лояльное и «понимающее» отношение к гомосексуалистам, большая осведомленность относительно природы гомосексуализма, а также усиление стигматизации геев и лесбиянок в связи с распространением СПИДа [60].
В любом случае, негативная установка влечет за собой пониженную самооценку, которая со временем может перерастать во "внутреннюю гомофобию" - подростки, дистанциируясь от собственного гомоэротизма, стараются всем своим поведением доказать свою приверженность гетеросексуальному образу жизни; у некоторых подобные попытки отрицания собственной гомосексуальности и боязнь быть заподозренным в "голубизне" гипертрофируется, перерастает в травлю и ненависть к себе подобным, геям и лесбиянкам.
Из главной проблемы, - сложности установления коммуникаций с другими, – вытекает следующая: проблема одиночества. Как заметил российский социолог Игорь Кон, "участь юных геев и лесбиянок значительно хуже положения представителей любого расового, национального или культурного меньшинства" [65].
3.2 Сексуальное насилие
Ситуация, когда первый сексуальный контакт подростка - изнасилование - не редкость [67].
Сексуальная агрессия, крайним случаем которой является изнасилование, сложное и многоуровневое явление. Она проявляется в трех основных формах: сексуального домогательства, принуждения и насилия.
Самое мягкое и распространенное из них - сексуальное домогательство, навязчивое приставание в форме физического контакта или словесных замечаний и предложений, вопреки ясно выраженному нежеланию лица. Сексуальные домогательства часто связаны со злоупотреблением властью.
В какой-то степени это касается и сексуального принуждения, когда человек добивается сексуальной близости с другим вопреки его воле, но не прибегая к насилию.
Крайняя форма принуждения - сексуальное насилие: изнасилование, то есть половое сношение с применением физического насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного положения потерпевшей, или другие насильственные действия сексуального характера, такие как оральный или анальный секс.
Социальные и культурные первопричины сексуальной агрессии коренятся прежде всего в жесткой дифференциации половых/гендерных ролей. Историко-этнографические данные показывают, что сексуальное насилие чаще встречается в тех обществах, где мужские и женские роли резко обособлены и где власть принадлежит мужчинам. Там, где взаимоотношения полов более равноправны, насилие встречается реже [68].
Не менее важный фактор - отношение общества к насилию как таковому. Культ агрессивного мужчины, опирающегося при решении своих проблем преимущественно на силу,- питательная среда всякого, в том числе и сексуального, насилия. В некотором смысле общество само формирует из женщин потенциальных жертв (культ женской слабости, пассивности, зависимости от мужчины), а из мужчин - потенциальных насильников (культ мужской силы и агрессивности).
С социологической точки зрения дело прежде всего в противоречивости наличной социальной ситуации. Чем проблематичнее становится мужская гегемония в семье и обществе, тем больше цепляются за нее некоторые, отнюдь не самые сильные, мужчины. Любое социальное напряжение подталкивает кого-то к актам агрессии. То же - и в сексуальной сфере. Сексуальность стала более открытой, общедоступной и соблазнительной. В то же время в глубинах сознания она остается чем-то запретным, грязным и низменным.
Даже у подростков, поведение которых во многом определяется их гиперсексуальностью, насилие преследует не только цель сексуального удовлетворения. В подростковых уличных компаниях имеются на все готовые "общие девчонки", тем не менее, подростки не только часто прибегают к насилию, но и сопровождают его физическим надругательством и оскорблением жертвы. Им важно не столько разрядить свое половое возбуждение, сколько утвердить власть над другим человеком, унизить его, сломать его человеческое достоинство. Чаще всего за этим стоит собственный комплекс неполноценности, сомнение в своих мужских качествах или вымещение обид, испытанных в детстве.
Кроме того, существует определенный групповой эффект. Многие подростки, участвовавшие в групповом изнасиловании, в быту тихи и застенчивы. Агрессивное поведение, включая секс, для них - средство доказать свою маскулинность, своего рода экзамен на право занять определенное положение в группе. Совместное сексуальное насилие, как и всякое другое преступление, укрепляет групповую солидарность, создает жесткую групповую поруку. Нередко оно имеет также неосознаваемые гомосексуальные тона, переживается как интимная связь со всеми членами группы и прежде всего - ее вожаками.
Для большинства подростков такое поведение случайно, ситуативно, в иной обстановке, без давления сверстников, они не сделали бы ничего подобного. Однако есть подростки и взрослые, которые, напротив, внутренне предрасположены к насилию [68].
Защита сексуальной неприкосновенности детей и несовершеннолетних - сложная социально-правовая проблема. Когда речь идет о взрослых, правовое государство обязано охранять только их свободу. Каким бы необычным или нетипичным ни было их сексуальное поведение, если все происходит добровольно, по обоюдному соглашению партнеров и не нарушает законных прав третьих лиц, государство не смеет в него вторгаться.
С подростками дело обстоит иначе:
Во-первых, они зависят от взрослых. Во-вторых, они зачастую не осознают, что с ними делают, их "согласие" может быть фиктивным. В-третьих, обществу не безразличны долгосрочные последствия ранних сексуальных контактов. Поэтому, если взрослых закон охраняет только от сексуального принуждения, то детей он защищает от любых сексуальных покушений (sexual molestation), злоупотреблений (sexual abuse) и эксплуатации со стороны взрослых.
Понятия эти не имеют строгого разграничения. Условно подразделяют их на три категории:
1. Сексуальную эксплуатацию детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;
2. Подавление детской сексуальности, будь то физическое калечение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов;
3. Эротизацию детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития [51].
Многие люди считают, что инцест и сексуальные покушения на детей редки и что их наличие свидетельствует о моральном распаде и деградации общества. На самом деле эти явления существовали всегда, уже древнейшие законодательства пытались положить им конец путем высоких денежных штрафов и иных наказаний. Некоторые действия, которые мы сегодня строго осуждаем, такие как оголение и сексуальное стимулирование ребенка (например, игра с гениталиями мальчика), в прошлом вообще не принимались всерьез и широко практиковались даже родителями и воспитателями.
Хотя сексуальные покушения на детей и подростков морально и юридически осуждаются, статистически они очень распространены. Большинство совратителей - не педофилы, а обычные мужчины с нормальной психикой, женатые и имеющие детей. Отцы и отчимы, совращающие и насилующие собственных детей, к чужим детям, как правило, не пристают. По своему характеру это слабые, неуверенные в себе мужчины, которым трудно чувствовать себя на равных со взрослыми женщинами, даже с собственной женой. Ребенок привлекает их не столько своей сексуальной незрелостью и половой незавершенностью, сколько беззащитностью, - он зависит от взрослого, перед ним не стыдно показаться сексуально слабым и неумелым и даже проявить садистские наклонности, которых не потерпит жена. При этом срабатывают не только и не столько личностные, сколько ситуативные факторы. С сексуальными маньяками-убийцами у этих людей очень мало общего [51].
Инцестуозные семьи встречаются во всех социальных средах и могут выглядеть социально вполне благополучными.
Особенно сложной моральной и психологической проблемой является инцест, когда ребенка совращают близкие родственники.
Единой теории инцеста или его запрета в науке не существует. Одни авторы (З.Фрейд) выводят и то и другое из универсальных свойств человеческой психики. Другие (английский антрополог Бронислав Малиновский) объясняют запрещение инцеста необходимостью поддержания стабильности социальной структуры и семейных отношений, потому что сексуальные связи между членами семьи создают между ними опасную напряженность. Третьи (американский антрополог Робин Фоке) связывают его с процессом биосоциальной эволюции, указывая, что кровнородственные связи потенциально ухудшают генофонд соответствующей человеческой группы. Кроме того, тесная физическая и эмоциональная связь, существующая между родителями и детьми, братьями и сестрами с самого раннего детства, препятствует эротизации их образов [69].