Смекни!
smekni.com

Формирование и развитие физиологических, психологических различий между мужчиной и женщиной (стр. 7 из 12)

Встреча двоих должна произойти естественно, случайно. Но в наше время это все сложнее. Для таких людей, которые не могут найти свою вторую половинку, существуют службы знакомств и специальные мероприятия. Это неестественный способ поиска пары на всю жизнь. Но неестественна и наша жизнь в безликих мегаполисах - ведь наши далекие предки существовали в небольших племенах, где найти партнёра было легко. Проблемы есть и у тех, кто живёт не в шумных городах, а в глуши, в отдалённых посёлках. Финляндия. Одна из крупнейших европейских стран, с весьма скромной численностью населения. В этом холодном краю, у полярного круга люди живут так далеко друг от друга, что случайно встретить человека своей мечты невозможно. И тут нужно помочь процессу поиска партнёров. Летние встречи "лаватанссит" похожи на обычные деревенские танцы. На самом деле, это важный брачный ритуал. Некоторые из присутствующих проехали свыше ста миль. Но стремление людей найти пару и создать семейный союз непреодолимо, - с какими бы трудностями они не столкнулись. Многие раскидывают свои сети ещё шире. Они ищут партнёра не только в своей стране, но и с помощью всемирной сети - Интернета. Быстро множатся компьютерные брачные агентства. Теперь можно искать свою половину по всему свету.

Таковы сложности современных брачных игр. Но у всех этих людей одна главная цель. Найти пару, вступить в брак, создать семью. Из всех видов брака парный остается преобладающим. Рассмотрев все виды брачных союзов, известные человечеству, мы видим: все они несовершенны. Но нельзя отрицать, что биологически мы запрограммированы на любовь и создание брачных пар. В этом залог продолжения рода, без которого наш биологический вид исчезнет. Если мы, несмотря на трудности, стремимся к парным союзам, справедлив вопрос: почему эволюция не дала нам стопроцентной гарантии сохранения наших пар, брака с одним партнёром до конца жизни? Элементы иных видов брачного поведения угрожают разрушить парный брак, вредят ему. Абсолютная верность одному партнёру биологически нерациональна. Если молодой партнёр, к примеру, погибнет, его подруга будет обречена на пожизненное бесплодие. Во избежание этого, система брачных отношений должна быть более гибкой. Однако порой узы между любящими настолько крепки, что молодые жёны или мужья остаются преданными своим ушедшим супругам, даже утратив надежду на их возвращение. Это – доказательство прочности эмоциональной привязанности, существующей между мужчиной и женщиной. У них нет перспектив семейной жизни. Нет будущего - как у мужа и жены. Положение этих пар абсолютно безнадёжно. Они больше никогда не будут вместе. И всё же, страсть, которую они испытывают друг к другу, не хочет умирать. Брачные союзы людей имеют свою слабость. Но в них есть и удивительная сила.

Различия в особенностях воспитания и преодоления разных периодов жизни

Сейчас человек живёт дольше, чем любое другое млекопитающее. Наш жизненный путь так долог, что мы делим его на этапы. Мы говорим о детстве, юности, зрелости, среднем возрасте, пожилом возрасте, старости. Мы придумываем особые ритуалы, чтобы отметить переход от одного этапа к другому. Обычно, эти ритуалы подчёркивают нашу мужественность или женственность, даже несколько преувеличивают её. В обрядах, которые мы соблюдаем, мы предстаем более ярко выраженными мужчинами или женщинами. С чего всё началось? Каков был первый великий ритуал? Мы знаем, что одним из важнейших этапов в развитии человека было создание постоянного дома - поселения, из которого мужчины племени уходили на охоту. Племя на время распадалось, а затем воссоединялось - до новой охоты. Наши предки привыкли к этим расставаниям и встречам. Встречу необходимо было отпраздновать. Тем, кто расстался и вновь встретился, было что обсудить. Воссоединение - особое событие. Ясно, почему столь важна для нас роль языка. Нам есть что сказать! Группы людей, которые всё время держатся вместе, имеют одинаковый опыт. Их потребность общаться - ниже.

Известно, что на определённом этапе наши предки стали есть мясо и охотиться на крупную дичь. Произошёл сдвиг в системе питания, который в корне изменил социальное поведение человека. Виды, питающиеся растительной пищей – это едоки-эгоисты. Каждый добывает пищу лишь для себя. А охотники, принеся в селение огромную тушу, съедят лишь часть её - остальное предложат соплеменникам. Делиться с ними пищей - это новый образ жизни. Конечно, когда мы стали есть мясо, мы не отказались от иных видов еды. Мы стали всеядными, сочетая растительную пищу, выращенную женщинами, с мясом, добытым мужчинами. Люди стали есть крупных животных, превратившись в едоков-альтруистов. Радостный миг раздела драгоценной пищи стал для племени важным празднеством. Так наши предки впервые разнообразили жизнь племени "особыми событиями". Очевидно такой первобытный пир был первым человеческим ритуалом. Идея общего пира настолько укоренилась в людском сознании, что его устраивают по поводу любого события, даже когда оно никак не связано с едой и питьём.

В разных частях света есть различные ритуалы для празднования рождения ребенка. Правда, в некоторых странах подобные мероприятия устраиваются только в честь рождения мальчиков. Но и в случае, если празднуется рождение девочки, - сценарий праздника в большинстве культур сильно различается. К детям разного пола относятся по-разному с самого начала их существования в обществе. Эти различия видны на каждом важном этапе их жизни. В ряде стран, где детская смертность всегда была высока, имелись особые обряды, отмечавшие тот факт, что ребёнок смог дожить до годовалого возраста. В Средиземноморье такой ритуал есть до сих пор. На Мальте он называется учия. Он четко устанавливает различия между мальчиками и девочками. Как и на праздновании рождения, здесь определяется будущая мужская или женская жизнь ребёнка. Традиционный набор предметов - разных для мальчика и девочки - укладывается на поднос, который ставится на пол на некотором расстоянии от ребёнка. Предмет, который выберет ребёнок, укажет на его будущее занятие. Если девочка выберет гребень – станет парикмахером, если чётки - монахиней, нитку с иголкой - портнихой и так далее. Есть много социальных ритуалов, обозначающих мальчиков как мальчиков, девочек как девочек. Покинув родное гнездо, поступив в школу, они собираются в группы по половому признаку. В раннем детстве они прекрасно играли вместе, а теперь избегают детей другого пола. Так происходит даже в школах с совместным обучением. Разделение детей по признаку пола - естественный, а не навязанный им процесс. Дети вовсе не играют роли, заданные им родителями. Они неосознанно копируют поведение древних, избегавших таким способом кровосмешения.

Суть такова: сделав детей другого пола социально чуждыми, их можно будет потом открыть для себя заново в новой социальной роли, в период созревания. Но дети не могут изолировать себя от братьев и сестёр другого пола. Они всегда рядом, поэтому к ним нет сексуального интереса. Отношения с ними лишены сексуальности. Так природа поощряет не родственные половые связи.

У многих народов дети проходят обряд инициации, который ещё больше отделяет мальчиков от девочек. Этот ритуал перехода в иной возраст часто носит форму коллективного испытания. В Турции мальчиков ждёт весьма болезненное удаление крайней плоти - обрезание. Смысл этого испытания – отдаление мальчиков от их родителей. Родители впервые не могут защитить своего малыша от боли. А поскольку боль мальчики испытывают коллективно, между ними возникают узы мужской солидарности. Этот обряд зародился в древнем Египте, он должен был обеспечить бессмертие. Египтяне заметили, что змея, сбрасывая кожу, обновляется, возможно, обретает вечную жизнь. Они решили, что если человек отсечёт у себя кусок кожи, он тоже станет бессмертным. А поскольку мужской член похож на змею, ясно, отчего надо отсечь эту кожу. Из древнего Египта этот обычай распространился в другие страны Ближнего Востока, а затем - по всему миру. Сейчас в мире обрезаны двадцать процентов мужчин. Со временем связь обряда со змеёй забылась и в оправдание обрезания были выдуманы медицинские доводы. В Таиланде отделение девочек от мальчиков приняло крайние формы. В определенный период каждый юноша - буддист должен прожить год монахом - в полной изоляции от мира. Он должен вставать на заре и большую часть дня молиться Будде. Ему внушают, что так он поможет своей семье обрести более высокий духовный статус. Как и в других обрядах переходного возраста, мальчик отделяется не только от девочек, но и от своих родных.

Когда у детей начинается половое созревание, происходит ряд явлений, знаменующих начало нового важного жизненного этапа. Подростковый возраст – проблемный период и для самих подростков и для старших, которые должны их контролировать. Проблема в том, что биологически люди готовы к репродуктивной функции с четырнадцати лет. Но это только половая зрелость, а не социальная. Сейчас жизнь в обществе настолько сложна, что лишь через несколько лет они будут в состоянии справиться с грузом взрослой ответственности. Мы, жители Запада, позволяем подросткам показывать свой новый статус, даже хвастаться им. В то же время мы следим, чтобы это не имело печальных последствий. Другие народы относятся к подросткам гораздо строже. Особенно к девочкам. Например, в племени колумбийских индейцев Вайу переходный возраст девочки представляется настолько опасным, что её безжалостно изолируют от всех социальных контактов. Она должна жить в одиночестве, запертая в маленькой хижине, порой целых три года. Её единственное занятие в это время - плетение гамаков. Еду ей приносят родственницы. Заодно они объясняют ей, как она должна жить, став женщиной. В исламской традиции начало созревания девочки также воспринимается как сигнал тревоги. Её немедленно скрывают от мужских глаз. Со дня её первой менструации она должна прятать лицо, но не за стенами хижины, а под покрывалом - чадрой. Момент, когда девочке покупают первую чадру, очень важен. Он полностью меняет её жизнь. Открытость детства сменяется женской сдержанностью. Она будет носить чадру всю жизнь. Возможно, в ней её и похоронят. В Йемене половое созревание мальчика отмечается вручением ему джамбия - большого кинжала. Ребёнком, он получил игрушечный кинжал. Так его отделили от девочек и дали знать, что когда-нибудь он достигнет статуса взрослого мужчины. И вот, этот час настал, и его детский кинжал, наконец, заменили на взрослый. Обычай ношения кинжалов сохранился с тех пор, когда Йеменцы были воинами и бились с другими племенами. Сейчас кинжал - просто символ, признак мужской сущности. В странах Латинской Америки, когда девочка входит в пору созревания, достигается компромисс между свободой и ограничениями. Во время обряда "кинсенеара", которому триста лет, девочка одетая невестой, дает обет целомудрия. Девочка торжественно, в присутствии свидетелей клянётся остаться девственной до дня своей свадьбы. Переход из детства в юность знаменует замена детских туфель взрослыми. Первый танец на церемонии происходит по традиции, с отцом. Это её первый настоящий танец с мужчиной. В некоторых слоях Британского общества девушкам-подросткам дают иное, западное представление о сдержанности. Их сдерживают не стены хижины, не чадра, не обеты, а правила поведения, моральный кодекс, этикет их социальной группы. Во всём мире юношей также ограничивают социальными запретами, присущими культуре их народа. Свободу, предоставленную им в детстве, сменяет строгая регламентация взрослой жизни. Солдаты должны стать похожими. Им бреют головы, чтобы их сообщество выглядело внешне однородным. У многих народов стрижка волос означает переход из вольного детства в строгий мир взрослых.