Смекни!
smekni.com

Формирование и развитие физиологических, психологических различий между мужчиной и женщиной (стр. 8 из 12)

Итак, когда юноша и девушка готовы осуществлять репродуктивную функцию, им предстоит самый главный ритуал перехода в иной этап жизни - создание семейного союза. По всему миру, с помощью сотни видов обрядов, в маленьких церквях, как эта, юные пары заявляют о прочной и вечной связи друг с другом в присутствии родных и друзей. Однако перед свадьбой происходит ещё один важный ритуал. Брак - не только союз мужчины и женщины, он ещё и соединяет две семьи, два клана, что часто отмечают обменом подарками или деньгами. У колумбийских индейцев Вайу отец жениха дарит ценные украшения семье невесты. От имени девушки дары принимает её дядя. Поскольку в племени матриархат, невеста ценится выше жениха. Награда положена её семье. Скот - очень ценное имущество в племенах скотоводов. После передачи ценностей, молодые готовы к браку. В большинстве же культур все происходило наоборот. Семья невесты одаривает семью жениха приданым девушки. Сначала дары собирают в доме матери невесты. Приданое состояло из простыней, одеял, кружев ручного плетения, которые бабушки и тетушки невесты готовили с её рождения. В отличие от выкупа, который платил за невесту мужчина, приданое рассматривалось как аванс в счёт будущего наследства: девушка получает свою часть родительского добра сейчас, когда оно ей так нужно, а не после смерти родителей.

Одна из целей брачного ритуала – отделение супругов от остального общества. Связи с друзьями их юности часто рвутся. Супруги замыкаются друг на друге. Но когда вырастают дети, эта изоляция сменяется появлениями новых женских и мужских содружеств. Мужчины крепят свою дружбу, возрождаются их школьные компании, но в более зрелой форме. Таким образом выражается их осознание причастности к большой мужской общности, искусственному аналогу дружеских компаний, которые объединяли их в детстве. Женщины в среднем возрасте тоже стремятся воссоздать свои компании. Но им в большей мере свойственно желание проявлять любовь и заботу. Их сильный материнский инстинкт находит прекрасное применение в сфере благотворительности. Как и мужчины, любящие спорт, женщины тоже склонны к менее серьёзному времяпрепровождению. Когда мужчины стареют, и их жизнь замедляется, они продолжают крепить узы мужской дружбы - сидя в кафе, наблюдая за жизнью, играя в карты… Эти маленькие повседневные ритуалы - возможность порадоваться и отдохнуть в конце трудного жизненного пути.

Говорят, что перед лицом смерти все равны. Но и в конце жизни человека общество получает возможность продемонстрировать различия в его отношении к мужчинам и к женщинам. Смерть не различает пола, чего не скажешь о похоронных обрядах. В Греции умершего оплакивает женщина. Она помнит всех покойных родственников, которых другие могут забыть. Когда умирает её муж, она надевает чёрное и носит его до конца жизни. Следить за духовной стороной жизни и смерти - привилегия женщины. Женщина ухаживает за могилой - убирает её, украшает цветами. Зажигает свечи в память об умерших. При жизни женщина кормит родных, заботится о них. Она же заботится и о мёртвых. В Индии после смерти супруга мужчины и женщины должны вести себя по-разному. В древности вдова индуса бросалась в его погребальный костёр. Обряд называется "сати". Последний акт "сати" был в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году. Шестнадцатилетняя девушка бросилась в погребальный костёр мужа. В Варанаси, у священного Ганга, вдовы индусов читают ритуальные молитвы, прося Богов о смерти, так как без мужей их жизнь утратила смысл. Хотя жестокий обычай "сати" теперь запрещён, общество ничем не заменило его. Став вдовами, женщины теряют свой социальный статус, свою роль. Они живут дольше мужчин, но им запрещено вновь выходить замуж, а без мужа многие становятся нищими. Они вынуждены жить на берегах реки, посвятив себя молитве. Индийские женщины славятся чудесными волосами. Но, овдовев, они специально бреют голову, чтобы стать как можно менее привлекательными. Некоторые читают по одной молитве на каждую из ста восьми бусин индуистских чёток. Женщины умоляют индуистских богов избавить их от страданий последних дней жизни.

Различия в распределении родительских обязанностей

Для человеческих особей бремя материнства тяжелей, чем для любого другого животного на Земле. Одно из главных различий между мужчиной и женщиной заключается в неравномерном распределении родительских обязанностей. В ранних племенных обществах роды считались довольно простым актом, который ещё больше облегчало присутствие опытных родственниц роженицы. Если на Западе роды считаются состоянием, требующим госпитализации, то на Востоке к ним относятся как к естественному процессу. Женщина не лежит на спине, как пациент больницы, а сидит в более удобной позе, на корточках. Родам способствует земное притяжение, ребёнок рождается быстрей и легче. Суета вокруг матери сведена к минимуму, она общается с новорождённым весьма буднично. А на Западе момент родов сопровождается волнениями и переживаниями, превращающими биологический процесс в социальную драму.

Пережив эту драму, созданную обществом, роженица часто сталкивается дополнительным неудобством: она считается "нечистой". Во многих странах ей до сих пор положено оставаться в постели 40 дней. В этот период её родственницы помогают ей в уходе за ребёнком и в домашней работе, а её мужа держат на расстоянии - во избежание сексуальных контактов. Церковь считает роды животным актом и настаивает на изоляции молодой матери - вплоть до её "очищения". Ей запрещено прикасаться к еде и готовить - весь сорокадневный период. Это делают за неё родственники. Окончание её затворничества знаменуется особой церемонией. Молодая мать приходит в церковь для очищения. Этот ритуал означает её возвращение в общество - по традиции, ради него ей впервые после родов позволено выйти из дома. Она должна смиренно принять этот обряд, по сути являющийся оскорблением от мужчин: мужчина-священник просит мужчину-Бога смыть грязь с её души и тела по истечении 40 дней. Таким образом церковь вновь подтверждает превосходство мужчин и отягчает жизнь женщины - матери ещё одним нелепым бременем.

Общественные нравы часто противоречат природе материнства. Например, рождение мальчика предпочтительнее, чем девочки. В некоторых районах Эстонии в день свадьбы проводят обряд, который должен способствовать рождению у супругов детей нужного им пола. Жених, рискуя жизнью и здоровьем лезет на дерево, стремясь обвязать верхнюю ветку лентой - голубой - если нужен мальчик, розовой - если девочка. Считается, что чем выше он залезет, тем точнее исполнится желание молодых. Во многих странах мальчика хотят больше потому, что он наследует семейное имя и продолжает традиции семьи. Обычай одевать мальчиков в голубое, а девочек - в розовое тоже отражает большую ценность детей мужского пола. Голубой - цвет неба. Считалось, что он способен отгонять злых духов, которых непременно привлечёт к себе мальчик. Поскольку мальчики столь ценны, их нужно защищать всеми средствами. Девочки, в чьей будущей жизни значительную роль будут играть функции тела - менструация, роды, грудное вскармливание - одеваются в розовое - в цвет плоти. Порой этот цветовой код не слишком очевиден. Но порой он доходит до крайности, становясь опасным. В Индии желание иметь лишь сыновей порой заставляет матерей оставлять новорождённых девочек в приютах. Их здесь ждёт специальная корзина. Под тяжестью положенной в неё малышки, включается сигнал, и персонал приюта спешит к младенцу. В Индии мальчиков любят больше ещё и потому, что за девочку при сватовстве нужно дать приданое семье жениха. Стоимость приданого часто столь велика, что семья невесты может разориться. Девочкам в приюте повезло. Некоторые матери соглашаются на убийство своих дочерей. Истребление девочек практикуется здесь до сих пор. В Китае преимущество мальчиков перед девочками столь велико, что у матерей искажены естественные стремления. Материнский инстинкт велит им любить детей любого пола. Но социальные предрассудки мешают этому - из-за чего страдают девочки. Здесь в жизнь матери вмешивается ещё и государство: для того, чтобы уменьшить прирост населения, оно запрещает ей иметь более одного ребёнка. На многих китайских фабриках работница должна получить разрешение иметь ребёнка. Если она забеременела, её бригада отмечается флажком. Если супруги обязуются иметь лишь одного ребёнка, ему всю жизнь предоставляются льготы: бесплатное образование, преимущество при приёме в университет и на работу. Фабрика, все работницы которой, следуя правилу, имеют по одному ребёнку, объявляется образцовой и получает дополнительные премии. Но если у супругов родилась дочь, им хочется нарушить правило и попытаться родить сына. Однако, на фабрике бывают проверки - чтобы женщины не обманывали государство. Женщинам, ухитрившимся забеременеть вторично, делают инъекцию, убивающую младенца. Итак, молодая мать, чьё предназначение - любить и лелеять дитя, часто ограничивается в этом обществом: церковь объявляет её нечистой. Рождённая ею дочь порой оказывается нежеланной, мать могут обязать иметь лишь одного ребёнка.