В этой связи, необходимо четкое разграничение по организационно-правовым подходам к реализации государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности.
Немаловажное значение в области реализации государственной молодежной политики имеет финансовое обеспечение. Думается, что финансирование деятельности по реализации государственной молодежной политики является важнейшим показателем реального отношения властей всех уровней к проблемам подрастающего поколения. В соответствии со статьей 25 Закона «О государственной молодежной политике в РС (Я)» государственная молодежная политика является единственной отраслью, которая формирует свою заявку на финансирование строго по отраслевой программе «Молодежь». Данный подход позволяет с одной стороны, осуществлять планирование деятельности на несколько лет вперед, определяя развитие отрасли с финансовым обеспечением на весь планируемый период, с другой стороны, ограничивает и лишает мобильности содержание молодежной политики.
За последние годы была сформирована и обрела зримые очертания система практических мер реализации государственной молодежной политики в области создания условий для полноценной самореализации молодежи, социально-экономической поддержки молодых семей, развития молодежного общественного движения. Основной предпосылкой в оформлении государственной молодежной политики на республиканском уровне послужило создание и деятельность специализированного органа по молодежной политике в системе исполнительной власти (министерство по молодежной политике), который выступил координатором и интегратором государственных и общественных структур.
Опыт реализации государственной молодежной политики в республике показывает, что система среднесрочного программирования в целом оправдала себя. В то же время ресурсы, используемые для решения поставленных задач, нередко разобщены и тратятся с недостаточной эффективностью.
С учетом сложившегося опыта реализации целевых программ, целесообразно определить новые подходы и технологии их осуществления в новых социально-экономических условиях, четко определить механизмы финансирования из разных источников (бюджеты отраслевых ведомств, бюджеты комплексных программ, в том числе федеральные, бюджетные, внебюджетные фонды, межмуниципальные целевые финансовые средства), использовать принципы конкурсного и целевого финансирования, расширить объекты финансирования (обеспечение программ и мероприятий, финансирование отраслевых структур государственной молодежной политики, прямое финансовое обеспечение молодежи – дотации, кредиты, гранты и т.д.).
Вопрос об оптимальности организационной структуры и ее соответствия функциям органа по работе с молодежью достаточно сложен. Процесс создания и дальнейшего развития республиканского министерства молодежи идет одновременно с формированием и развитием республиканских органов власти РС (Я). Государственная молодежная политика нередко зависит от отношения руководителей республики, депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) к данной проблеме.
Надо отметить, что практика реорганизации, ликвидации, слияния органов по делам молодежи достаточно распространена в субъектах Российской Федерации. Такие организационные решения становятся возможными в связи с тем, что меняются полномочия органа по делам молодежи: они расширяются или сужаются, дополняются новыми функциями, например, Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту РС (Я). Аналогичные процессы реформирования органов по делам молодежи влекут за собой соответствующие подходы и на муниципальном уровне.
Анализ показывает, что на уровне республики очень сложно идет процесс координации деятельности различных государственных органов власти в сфере молодежной политики. При этом попытки в координации и объединении возможностей государственных органов республики предпринимались неоднократно, в том числе через создание межведомственных комиссий и советов, проведение совместных мероприятий.
В настоящее время идет интенсивное формирование муниципальных органов по работе с молодежью. Общая ситуация с учетом предыдущих лет реализации государственной молодежной политики, на местах остается сложной и проблематичной. Это связано с тем, что муниципальные образования по-прежнему испытывают острую нехватку или отсутствие кадровых, информационно-аналитических, материально-технических, финансово-экономических ресурсов.
Главными нерешенными вопросами остаются – незавершенность и недостаточная определенность процесса формирования самостоятельных структур по работе с молодежью на всех уровнях власти; узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодежью; отсутствие общих подходов; нескоординированность деятельности структур по работе с молодежью; отсутствие государственных и муниципальных социальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи. К сожалению, приходится констатировать факт - на муниципальном уровне в большей степени сказывается влияние личных взглядов руководителей на реализацию молодежной политики. Опыт свидетельствует о том, что всегда сохранялось разнообразие в подходах к определению структуры местного органа по делам молодежи, содержания его полномочий, внутреннего строения.
В целом, вышеобозначенные проблемы снижают эффективность реализации единой молодежной политики по республике и не позволяют четко регламентировать соответствующую работу на муниципальном уровне. Поэтому очень важно продолжить линию по формированию органов по молодежной политике, как на республиканском, так и на муниципальном уровне, не совмещающие свои специфические функции с другими функциями государственной деятельности, что является одной из ключевых задач на ближайшую перспективу.
Анализ финансирования мероприятий молодежной политики позволяет сделать вывод, что республиканская целевая программа Молодежь Республики Саха (Якутия) на 2005-2010 годы» (ранее - «Молодежь Республики – XXI веку (2003-2005 гг.)» в целом исполняется, за исключением тех мероприятий, которые, к сожалению, традиционно подвергаются при корректировке республиканского государственного бюджета.
Основная причина невыполнения отдельных мероприятий Программы - отсутствие инфраструктуры государственной молодежной политики, сокращение (корректировки республиканских целевых программ) Программы в части молодежной политики (приведено в таблице). В основе подобных решений, на наш взгляд, является нормативно-правовая неопределенность системы государственной молодежной политики на федеральном уровне.
Динамика республиканского финансирования государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия). 2003-2006 гг.
Года | Утвержд. бюджет | Удельн. вес утвержд. бюджета по годам в % | Уточн. бюджет | Удельный вес уточн. бюджета по годам в % | % соотн. уточн. бюджета к утвержд. программе |
Всего | 267 907,40 | 100,00 | 100 466,60 | 100,00 | 37,50 |
2003 г. | 53 384,00 | 19,93 | 38 485,00 | 38,31 | 72,09 |
2004 г. | 56 211,40 | 20,98 | 16 892,00 | 16,81 | 30,05 |
2005 г. | 72 952,00 | 27,23 | 13 199,60 | 13,14 | 18,09 |
2006 г. | 85 360,00 | 31,86 | 31 890,00 | 31,74 | 37,36 |
Существуют и не один год отрицательные причины и проблемы реализации государственной молодежной политики в республике:
- отсутствие инфраструктуры государственной молодежной политики в муниципальных образованиях;
- недостаток квалифицированных кадров;
- замещение нескольких обязанностей наряду с основной деятельностью;
- низкая заработная плата специалистов по работе с молодежью;
- внеплановые мероприятия во исполнение принятых решений Правительства Республики Саха (Якутия), требующие финансирования за счет собственных средств;
- сокращение и недофинансирование муниципальных программ по молодежной политике;
- отсутствие нормативно – правовых актов по государственной молодежной политике на федеральном уровне.
Как отмечено, в 2005 году одной из существенных и главных причин отрицательно повлиявших на реализацию молодежной политики стало финансирование (на практике – недофинансирование) из муниципальных бюджетов районов (улусов) и городов мероприятий (основной работы с молодежью), а также содержания и обеспечения деятельности специалистов местных администраций по работе с молодежью.
Анализ динамики финансирования показывает и позволяет сделать вывод, что молодежная политика в Республике Саха (Якутия) с каждым годом рассматривается и финансируется по остаточному принципу, в то время как ситуация в молодежной среде ухудшается. В 2005 году сокращение расходов по данной статье бюджета региона составило рекордно низкий удельный вес по сравнению с утвержденными ранее параметрами финансирования – 18 %. Решение таких проблем молодежи, как занятость, жилье, профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни, воспитание гражданственности и патриотизма и т.д. не учитываются, они требуют финансовых средств в достаточном объеме.
С учетом этих обстоятельств успешная реализация государственной молодежной политики возможна при условии полного финансирования и защищенности статьи «Молодежная политика» от различных корректировок, серьезной организационной поддержки со стороны органов государственной власти – Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).