Н. Костомаров, как и Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Гулак и их сподвижники по Кирилло-Мефодиевскому братству не были социологами, однако их деятельность существенно повлияла на развитие общественно-политической и социологической мысли в Украине, с их деятельности начинается новый этап в развитии Национальной идеологии и массового сознания.
Независимо от личной национальной принадлежности (среди первых социологов Украины мы найдем русских, поляков, евреев, немцев) и стран, где они учились и работали (Германия, Чехословакия, Россия, Болгария), а именно в диаспоре преимущественно продолжала развиваться украинская социологическая мысль послеоктябрьского периода.
3. Политическая социология Михаила Драгоманова
В сфере творческих интересов Михаила Петровича Драгоманова (1841–1895) как социального исследователя были проблемы власти, государственности, прав и свобод личности, этничность, политика и т.д., то есть все то, что сегодня объемлет политическая социология. В социологии он видел универсальную и точную науку об обществе, синтезирующую все отрасли обществоведения. То есть он шел в русле классической европейской традиции. Одновременно он предлагал собственные идеи и оценки, критиковал слабости органицистских теорий, провозглашая важность историко-социологических факторов в фактологическом анализе.
Драгоманов выступал за многофакторный подход при анализе общественных явлений, подчеркивая важность всех факторов, влияющих на общественное развитие: экономических, политических, культурных. Такая позиция была прогрессивной реакцией на существование в то время тенденции вульгарного, механистического толкования принципов материализма, сведения многоукладности общественных процессов к последствиям действий одного начала, пусть географического, экономического или какого другого. Он отстаивал мысль, что вряд ли возможно определение безусловно отличительной стороны социальных взаимодействий для всех времен и народов.
Особым вниманием у М. Драгоманова пользовался сравнительный метод. Этим методом он руководствовался не только при анализе разных этических или социальных групп, но и этих же групп в различные исторические периоды, факты древней истории сопоставлялись с современными. На основе чего выявлялось проявление прошлого в народных традициях, обычаях, фольклоре.
Социологические методы классификации и типологизации, группирование фактов по родам и видам он соединял с принципом логической систематизации, системным, конкретно-историческим подходом. При этом провозглашал преимущество позитивно-фактологических методов над идеалистически-метафизическими спекуляциями.
Его анализ социально-экономической структуры общества, использованные понятия «класс», «социальное положение», «политическая организация» и т.п. были насыщены социологическим содержанием и отличались пионерским на тот период характером.
В Драгомановском понимании прогресса акцент делается на его материальные признаки (демографические, хозяйственные, культурные, социальные). Он размышлял над объективными потребностями общества, которые определяют все другие стороны жизни людей. Уровень и характер реализации этих потребностей, по его мнению, оказывают решающее влияние на ход и направленность развития общества.
Понимание прогресса у Драгоманова связано с желанием обосновать собственную концепцию социальной динамики: в мире нет ничего постоянного, застывшего. Наоборот, наблюдаются изменения, движение, эволюция. Все это он относил и к политико-административным порядкам, состоянию образования, «национальным святыням». Цель социальных наук – предвидеть направление движения, его закономерности. Понятие социальной динамики для него шире, чем понятие прогресса.
Есть все основания рассматривать М. Драгоманова как основоположника отечественной политической социологии. Проблемы власти, взаимодействий между государством и обществом, между общественными приоритетами и правами индивидов, круг экономических вопросов постоянно были предметом исследования ученого. В анализе этих проблем проявляются все характерные черты драгомановского социологического метода, его взглядов на социальный прогресс.
4. Социологические взгляды Ивана Франко
Иван Яковлевич Франко (1846–1916) – видный украинский мыслитель, ученый, писатель, общественно-политический деятель занимает видное место в истории философской, социологической, социально-политической мысли.
Социологическое наследие Франко богато и разнообразно. Оно отразило достижение европейской социологической мысли и развитие новых идей и принципов актуальных в то время проблем. Это наследие представляют работы: «О социализме», «Наука и ее отношение к трудящимся классам», «Мысли об эволюции в истории человечества», «Что такое прогресс?», «О труде» и др. Он хорошо знал марксизм и был сторонником социализма как справедливого социального строя, в котором общечеловеческие права одновременно гарантируют и национальные права каждого народа.
В творчестве И. Франко много внимания уделяется вопросам методологии и методам социологического исследования. Одним из важнейших методов социального исследования он считал исторический метод, который помогает науке избежать спекулятивных априорных конструкций, не основывающихся на конкретных фактах.
В статье «Новейшие направления в народоведении» Франко подчеркивает большое познавательное значение эволюционного взгляда на мир природы и человеческую историю, элементы которого содержатся в творчестве Гегеля, Канта, Фейербаха, Маркса и особенно в работах Ч. Дарвина, что дало «сильный импульс развития многих эмпирических наук». Благодаря эволюционному методу наука о человеке, о развитии его культуры смогла заглянуть в «предысторию человечества» и увидеть схожесть элементов культуры – взглядов, верований, обычаев романских, германских, славянских народов с разнообразнейшими народами и племенами в различных местах земного шара.
Особое внимание Франко уделяет исследованию науки, ее роли и значению в жизнедеятельности человека, подчеркивая, что «конечной целью науки является человек и его блага».
В системе классификации наук он выделяет «два отдела»: наука о внешнем мире – физические (математика, физика, биология) и «антропологические» (логика, психология, история, этнография, «общественная экономика». В качестве предмета социологии И. Франко видит изучение форм общественной жизни, специализированные формы человеческой деятельности, возникающие на основе общественного разделения труда, т.е. с развитием материальной и духовной культуры.
Франко понимает историю как сложный процесс, как «наблюдение внутренних связей между фактами», нуждающимися в глубоких исследованиях экономических, политических, научных сношений между народами.
В истории украинской науки это была новая методология и новая парадигма для историографии в понимании исторического процесса развития общества, его источников, механизмов и движущих сил. Много внимания уделял Франко исследованиям проблем неравенства и социальной структуры Галичины, ее положение в составе Польши.
Еще одной областью научной деятельности видного украинского ученого были проблемы социальной статистики. Он считал что официальная государственная статистика преследует контрольно-управленческие, налоговые цели и пользоваться такой статистикой в научной статистике следует очень осторожно. Науке нужна более разнообразная статистическая информация, чтобы избежать односторонности. Особый интерес научной статистики должны представлять проблемы жизненного бюджета населения, рода занятий, способов заработка, тщательное изучение верований, состояния здоровья, образования, преступности, смертности и др. Он настаивает на методе непосредственного наблюдения при собирании фактов социальной жизни, либо пользоваться данными исследований специально подготовленных для сбора статистических данных людей.
Франко осуждал общество эксплуатации и социальной несправедливости и видел пути их преодоления в развитии образования, морали, культуры, в социальном реформировании, а не в социальной революции, изменении форм собственности, как видел К. Маркс.
5. Генетическая социология Михаила Грушевского
Видный общественный деятель и ученый М.С. Грушевский (1866–1934) является лидером институциализированной социологии в Украине. Он широко известен как историк, этнолог, фольклорист, политический деятель и, наконец, как первый президент Украинской Народной Республики (1918 г.), органически сочетавшим научно-исследовательскую и практически-политическую деятельность. Его теоретико-методологические подходы формировались под влиянием концепций Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, с которым Грушевский общался во время пребывания в Париже. Дюркгеймовская «новая теория познания», прежде всего «правила социологического метода» определили направление его собственных аналитических исследований. Можно утверждать, что Грушевский как социолог сформировался в русле классической позитивной традиции: французской социологической школы Э. Дюркгейма, антропологических идей Л. Леви-Брюля и психологических подходов В. Вундта.