Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В современной наукетрадиционно сложилось «разделение труда» между естественными и социальными дисциплинами: первые занимаются изучением человека как биологического, природного существа, вторые — как общественного (социального).
Среди научных дисциплин, внесших наибольший вклад в исследование социальной природы человека, особо следует выделить социальную (культурную) антропологию, психологию, в том числе социальную психологию и социологию. Каждая из них имеет свой подход к человеку, определяемый ее предметной спецификой и методологией исследования.
Принципиальное различие между указанными подходами состоит в следующем: антропологический подход ориентирован с самого начала на изучение природы «родового человека» и тех жизненных форм, которые выражены в культуре как универсальном и специфически человеческом способе существования и развития социума; психологический анализ человека обращается к изучению его «внутреннего мира», охватывающего совокупность эмоций, чувств, познавательных и иных психических процессов; социологический подход направлен в свою очередь на исследование человека как личности и тех институциональных форм, которые представлены в системе его отношений с социальной средой.
Но существует область научного знания, в которой данное различие теряет смысл, уступая место комплексному взгляду на природу человека. Речь идет об антропологии, одна из немногих наук о человеке, объединяющая в своей структуре компоненты естественных и социально-гуманитарных наук; антропологический взгляд на человека отличается целостностью и комплексным подходом.
В целом различие исследовательских подходов в «основных» науках, изучающих человека, можно представить в следующем виде (см.табл.).[1]
Основные параметры научных подходов | Антропология | Психология | Социология | |
Биологическая | Социальная (культурная) | |||
Объект изучения | Человек как биологический вид | Человек как субъект культуры и представитель общности или этноса | Человек как личность и индивидуальность (носитель психических качеств) | Человек как социальный агент (актер) и представитель социальных институтов |
Главные явления человеческой жизни (предмет изучения) | Видовые особенности (инстинкты, реакции и пр.) | Культурные модели, стили и характеристики | Индивидуальные и социально-психологические особенности | Институциональные формы и модели: социальные статусы, роли и диспозиции |
Факторы интеграции людей | Стадность (совместность природных условий жизни) | Культурная идентичность (общность стилей и паттернов) | Психологическая совместимость и общность целей и мотивации | Социальная идентичность и солидарность (единство норм) |
Факторы дифференциации людей | Естественные (физические) различия | Культурные различия | Психические различия | Социальные различия как различия статусов и позиций |
Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека.
В качестве «частных определений» человека, имеющих системное происхождение, выступают, помимо личности, «родовой человек», индивид и индивидуальность. Их последовательное рассмотрение составляет содержание первой стадии комплексного анализа.
Соотношение между ними рассматривается в науке с точки зрения трех основных аспектов. Первый можно условно назвать «субстанциальным», поскольку он апеллирует к субстанции (первоначалу) человеческой жизни, в качестве которого мы будем рассматривать определенный тип его активности. Второй, формально-логический подход, рассматривает системные свойства человека в контексте взаимосвязи общего, особенного и единичного. И, наконец, третий подход мы называем «реляционным», так как его содержание связано с выделением разных типов и уровней связей человека и общества. Рассмотрим их по порядку.
Во-первых, необходимо определить «субстанциальные» основы существования указанных системных свойств или характеристик человека. Они содержатся в различных формах активности — физической, психической и социальной. С этой целью следует уточнить само понятие “активность”, определяющее в широком смысле способ существования, а в узком — направленность жизни человека и проявление его жизненной позиции. Мы полагаем, что данное понятие гораздо шире по своему объему, чем понятия «деятельность» и «поведение». Оно выражает всю сумму «внешне-внутренних» и адаптивно-адаптирующих связей человека с миром.
Активность характеризуется, прежде всего, единством «внешней» формы и «внутреннего» содержания. Внешняя активность опосредует взаимодействие организма со средой, а внутренняя — отношения между его подсистемами. При этом поведение выражает процесс перехода внутренней активности во внешнюю, то есть внешне наблюдаемый и непосредственный акт активности. Психическая жизнь человека является выражением его «внутренней» активности.
На таком понимании основано «разделение труда» между представителями поведенческого (бихевиористского) и субъективистского подходов в социологии и психологии. Так, «бихевиористы» в большей степени, чем «субъективисты», занимались изучением «внешних» аспектов деятельности, тогда как последние преимущественное внимание уделяли «внутренней» стороне человеческой активности. В отечественной социологии ближе всего к такому пониманию находится трактовка поведения Г.В.Осипова. Социальное поведение он характеризует как «внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка».[2] Это — форма превращения активности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам.
Итак, в широком смысле активность есть универсальная форма взаимодействия человека с миром, поведение — это как активное, так и пассивное отношение субъекта к миру, связанное, как правило, с его приспособлением к условиям среды, и, наконец, действие рассматривается как единичная форма деятельности, определяемая активным, сознательным и предметно-преобразующим характером.
Приведенные выше понятия относятся к разным уровням организации человеческой жизни: активность — ко всем уровням (биологическому, психическому и социальному), поведение — к биологическому и социальному, действие — к психическому и социальному.
В нашем понимании каждому состоянию активности, рассматриваемой в ее широком значении, соответствует определенное системное качество или свойство человека. Человек рассматривается как целостное родовое существо, характеризующееся единством биологических, психических и социальных начал.
С точки зрения биологической природы он представляет собой организм — способ телесного (физического или психофизического) существования человека. Его же психофизические и биосоциальные свойства, взятые вместе, фиксируются понятием «индивид». Этим понятием обозначаются переходные состояния человека от организма к личности. Другими словами, индивид — это способ телесно-душевного существования человека как единичного представителя всего человеческого рода. Понятие «личность» фиксирует в себе социальное качество человека, обусловленное его деятельностью.
Таким образом, взяв за основу философское понятие активности, мы выделяем далее разные системные свойства, которым соответствуют определенные типы (формы) активности:
1. организм (человек как носитель или субстрат психофизической активности);
2. индивид (человек как субъект «внешней» адаптивной активности, то есть поведения);
3. индивидуальность (человек как субъект «внутренней», психофизической активности);
4. личность (человек как субъект адаптивно-адаптирующей, внешне-внутренней, сознательной и целенаправленной активности, то есть деятельности).
Первый уровень относится к характеристике человека как органической реальности, второй относится к его биопсихической и биосоциальной природе, третий — к собственно психической, четвертый — к психосоциальной.
При этом личность рассматривается нами как многоуровневая система:
1) как «внутренний» момент активности (система интраиндивидных качеств — направленность, цели и мотивы);
2) как совокупность социальных качеств человека, определяющих его реальный статус в обществе (система интериндивидных и межличностных качеств — социальных позиций и ролей);
3) как «внешний», экстраиндивидный момент активности (система реального поведения, а также “идеальная представленность” индивида в жизнедеятельности других людей).
Во-вторых, с формально-логической точки зрения соотношение между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность» можно выразить при помощи категорий общего (всеобщего), особенного и единичного.
«Родовой человек» есть выражение всеобщегов человеческом бытии. Оно характеризует целостное единство биологических, психических и социальных (социокультурных) сторон жизнедеятельности человека. Родовой человек выступает субъектом сущностных сил и способностей, выражающих его интегративные связи с природой, обществом и другими людьми.
Понятие «индивид» характеризует человека в его особенном измерении, то есть как отдельного представителя человеческого рода. Это — биосоциальное существо, имеющее как типические, так и особенные черты. Вместе с тем индивид концентрирует в себе некоторые общие черты, присущие всему роду. Напротив, понятие «индивидуальность» выражает единичное (индивидуальное качество или свойство) в человеке. Что же касается понятия «личность», то его смысловое содержание определяется деятельностью как специфически человеческим способом существования и развития. Личность, как и человек вообще, есть целостное единство всеобщего, особенного и единичного. Однако в отличие от человека вообще и организма в частности, она существует и развивается на психологическом и социальном уровнях. Всеобщее в ней представлено родовыми социальными качествами, особенное — типовыми чертами, а единичное — конкретными индивидуальными свойствами, определяющими реальный облик отдельной личности. Таким образом понятие «человек» конкретизируется с точки зрения формально-логических связей в понятиях «всеобщее» («родовой человек»), «особенное» (индивид), «единичное» (индивидуальность) и «единство общего, особенного и единичного» (личность).