Смекни!
smekni.com

Эволюция человеческих отношений (стр. 2 из 2)

Руководитель в возрасте после 50-55 лет, чей мозг и организм в целом отличается пониженной работоспособностью, вынужден следовать старым проверенным методам работы, часто не соответствующим требованиям времени. Подобные методы работы перенимаются приемниками, что приводит к упадку в производстве, экономике, политике. Мы видим, что практически все ведущие руководящие должности в сфере управления государством заняты людьми в возрасте старше 50 - 55 лет. Наоборот, представляется разумным ограничение сверху руководящего возраста этой цифрой в интересах развития и процветания государства.

Ценность человека и человеческих отношений

Со времен первобытнообщинного строя человек являлся носителем определенных трудовых навыков, приобретенных и необходимых в процессе коллективного труда. В результате такой общественной деятельности возникают ценности, которые поэтому носят всегда общественный характер. При разделении труда формируются группы людей, занимающихся преимущественно определенным видом деятельности. Отдельный человек впервые становится носителем знания и творцом материальных ценностей. Дальнейшее разделение общества на классы, образование государства позволяет отдельному человеку выступать в качестве носителя социально-политических и духовных ценностей.

С зарождением капиталистических отношений возникла потребность в людях, занимающихся преимущественно умственным трудом, которая реализовалась в выделении прослойки общества, людей, ставших носителями знаний и культуры. Являясь носителем знания, творцом материальных, социально-политических и духовных ценностей, человек стал сам выступать в качестве высшей ценности.

Развитие капиталистических отношений стимулирует совершенствование производительных сил и производственных отношений любого общества. Наука и образование становятся все более востребованными. Появляются новые учебные заведения и научно-исследовательские лаборатории. Увеличивается число издаваемых книг, библиотек. Процессы, происходящие в обществе, находят свое отражение в развивающихся средствах массовой информации и культуры. Создаются новые материальные, социально-политические и духовные блага, развивая тем самым потребности человека. Повышение грамотности людей позволило книгам, содержащим практически всю известную в то время информацию, стать носителями знаний, сделав человека всего лишь средством передачи знаний, а не их носителем. Развитие средств производства привело к отстранению человека от процесса создания материальных благ, сделав его придатком машины, обслуживающим персоналом. Индивидуальные свойства и качества человека потеряли свою ценность. Человек стал заменим другим человеком.

В это время выделяется группа людей, занятых управлением, умственным трудом и трудом, направленным на создание духовных и культурных ценностей. Поскольку труд этих людей пока еще остается зависимым от их способностей, одаренности и личных качеств, они выделяются в элиту. Представители элиты не могут быть заменены любым другим человеком, они сохраняют за собой ценность носителей определенных знаний, талантов и культуры. Все остальные люди утрачивают свою ценность носителей знаний и непосредственных создателей материальных и других ценностей.

Вступление мирового капитализма в стадию империализма привело к небывалому развитию средств производства, науки, образования, средств коммуникации и обмена информацией. Это привело, с одной стороны, к развитию индивидуальных способностей человека и к практически полной утрате ценности его индивидуальных способностей для общества - с другой. Человек в современном капиталистическом обществе перестал выступать как высшая и безусловная ценность.

Роль церкви в формировании отношений между людьми

Образование государства сопровождалось зарождением церкви. Первыми представителями церкви были жрецы - крупные рабовладельцы при рабовладельческом строе, а также крупные помещики при феодальном строе. Будучи представителями правящих классов, первые церковные служащие преследовали своей религиозной деятельностью цели своих классов. Такими целями были: повиновение рабов и свободных крестьян рабовладельцам при рабовладельческом строе и повиновение крестьян и ремесленников феодалу и церкви при феодальном строе. Однако, кроме сдерживающей и порабощающей функций, церковь сыграла объединяющую роль. Общество объединялось посредством духовных ценностей, провозглашаемых церковью. Объединение было необходимым для борьбы с иноземными захватчиками и для собственных территориальных завоеваний.

Даже существование такого пагубного явления, как инквизиция, было необходимым в определенный исторический период в ряде стран Европы. Инквизиция была санкционирована государством для того, чтобы огнем и мечом сплотить едиными духовными ценностями общество перед угрозой внешнего врага. Церковь сыграла важную роль при завоевании новых земель европейцами. Завоеванные земли необходимо было покорить, подчинить своей воле. Для этого служители церкви обращали в свою веру завоеванные народы. Пленникам внушались заповеди: не убей, не укради, будь терпимым. Таким путем распространялось христианство. Зарождение и развитие капиталистических отношений подорвало власть церкви. На смену церковным пришли более прогрессивные для развития промышленности заповеди индивидуализма, которые явились полной противоположностью церковным. Они гласили: каждый сам за себя, человек человеку - волк, получай удовольствие, наслаждайся жизнью. Став ненужной государству, церковь изменила свои функции. Она поставила перед собой задачу умиротворения, успокоения страждущих, которые являются безропотными, психически и физически тяжело больными людьми, это старики и другие жертвы общества "равных возможностей".

Законы, принятые в обществе, зависят от цивилизованности этого общества

Поведение людей, их взаимоотношения в различных областях человеческой деятельности регламентируются нормами и правилами, отражёнными в существующих законодательных актах. Эти правила соответствуют уровню развития производительных сил и производственных отношений в обществе, который определяет благосостояние общества, его цивилизованность, способность к созданию материальных и духовных благ, а также доступность этих благ для каждого члена общества. Уровень развития средств производства определяется технологиями, основанными на достижениях науки и техники, а также производительностью труда. Каждый новый цикл в развитии средств производства состоит из двух этапов: революционного и эволюционного. На революционном этапе внедряются в производство новые материалы и технологические процессы с целью уменьшения себестоимости продукции, повышения её качества, увеличения производительности труда. Страны, идущие по пути внедрения новых технологий и материалов, занимают лидирующее место в мире по уровню достатка, а значит и по уровню потребления благ цивилизации.

Для того, чтобы реализовать в полной мере возможности, которые заложены в средствах производства, необходима соответствующая подготовка работников. Однако, желательно, чтобы работники были подготовлены лучше, чем это необходимо, что позволит работнику проявить творчество, направленное на усовершенствование производственного процесса. Поэтому в так называемых развитых странах наблюдается тенденция в приёме на работу людей, имеющих большую квалификацию, чем требуется, а также всяческое поощрение рационализаторских предложений. Производительные силы создают необходимую базу для производства товаров и услуг. Производственные отношения должны не только способствовать высокой производительности труда при существующих производительных силах, но и стимулировать внедрение новой техники, материалов и процессов. Это возможно лишь в случае заинтересованности работников в повышении производительности труда, его качества и в уменьшении себестоимости продукции, когда оплата труда зависит от выше названых показателей. Внедрение новых материалов и технологий, подготовка высококвалифицированных специалистов, поощрение рационализаторских предложений, установление производственных отношений, стимулирующих внедрение новой техники, позволили странам развитого капитализма достичь высокого жизненного уровня. Высокий жизненный уровень сделал экономически возможным соблюдение многих демократических прав и свобод, отраженных в законах и гарантируемых государством (таких, как право на труд, образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение и др.). Примером зависимости законов, правил и норм, существующих в обществе, от уровня благосостояния может служить отмена смертной казни в некоторых странах Европы с высоким жизненным уровнем. В этих странах есть возможность содержать большое число преступников в тюрьмах пожизненно. Требование же отменить смертную казнь в отсталых странах встречает экономические препятствия.


Литература

1.Бубер М. Проблема человека / Бубер М. Два образа веры. – М., 1999

2.Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2000

3.Фролов И. О человеке и гуманизме: работы разных лет. – М., 1989

4.Фромм Э. Душа человека. – М., 2002

5.Шадриков В.Д. Происхождение личности. – М., 1999