Своими основными целями РПЗ провозгласила содействие созданию общества, в своем развитии ориентированного на гармонию между человеком и природой, права человека и на воспитание людей в духе человеколюбия. Российские "зеленые" выступили против авторитарных производственных отношений и господства производства над человеком, за общество, "сформированное на основе человеческой свободы, равенства и солидарности в гармонии с природой". Декларация РПЗ призывала к демонополизации, децентрализации, разукрупнению предприятий, осуществлению ряда природоохранных мер, постепенному прекращению использования атомной энергии и переходу к экологически чистым видам энергетики (солнечной, ветровой и др.). РПЗ полагала, что строительство хозяйственных объектов "может осуществляться только после независимой экспертизы и согласия местного населения, выраженного на референдуме".
Позднее РПЗ приняла новый программный документ - "Зеленая политика" (1994), исходивший из того, что предотвращение экологической катастрофы невозможно без проведения ряда не только экологических, но и социально-политических преобразований (установления реальной демократии, местного самоуправления; проведения демонополизации и децентрализации экономики; развития образования, науки и культуры). "Зеленые" считали, что система власти должна базироваться на сильном и полномочном местном и общественном самоуправлении и строиться снизу вверх, а не сверху вниз. Признавалось, что России нужны реформы, демократия и рынок, но реформы должны проводиться с соблюдением жестких экологических и социальных стандартов. Разумеется, в программе содержались и чисто экологические требования (например, предлагался постепенный переход от принципа платы за загрязнение к предотвращению самого загрязнения путем использования предприятиями экологически чистых технологий). Одним из лидеров и идеологов партии стал историк А. Шубин, разработавший социальную стратегию "зеленого" движения в России.
Другой крупной экологической организацией, возникшей в конце 1980-х годов, был Социально-экологический союз (СоЭС). Помимо активистов природоохранных дружин СоЭС вобрал участников общедемократического движения, озабоченных состоянием окружающей среды. СоЭС был самой большой зонтичной экологической организацией на территории СССР: в начале 1991 года в его состав входило более 150 коллективных членов и организаций общей численностью около 15 тысяч человек. Лидером СоЭС стал уже упоминавшийся С. Забелин.
С середины 1990-Х годов наступает определенный спад "зеленого" движения в России. Возможности общественности влиять на власть тогда значительно сократились по сравнению с перестроечными и первыми постперестроечными годами. Часть активистов "зеленого" движения влилась в ряды "Гринпис" - влиятельной международной организации защитников природы.
Еще одной попыткой объединить сторонников защиты природы стала партия "Кедр" (изначально - Конструктивно-экологическое движение России ("Кедр"); ныне - Российская экологическая партия ("Зеленые")). Движение России "Кедр" участвовало во второй половине 1990-х годов в создании левоцентристской политической коалиции "Российское движение за новый социализм", в котором также принимали участие Партия самоуправления трудящихся, созданная известным офтальмологом и политиком Святославом Федоровым, движение "Союз реалистов", Социалистическая партия трудящихся. После принятия нового Закона о партиях только эта организация "зеленых" смогла зарегистрироваться как общероссийская политическая партия, что позволило ей самостоятельно принимать участие в выборах, выдвигать собственный партийный список.
В своей программе российская экологическая партия "Зеленые" заявляет: "Возрождение страны возможно только на основе гармонии в развитии социально-политических, экономических и экологических процессов. Российская экологическая партия "Зеленые" открыта для всех сторонников разумного, экологически ориентированного, устойчивого развития нашей страны. "Зеленые" на начальном этапе деятельности партии видят главной задачей объединение обеспокоенных проблемами окружающей среды граждан и организаций - многочисленных, но недостаточно сплоченных, что сказывается на общей эффективности их деятельности. Российская экологическая партия "Зеленые" уверена, что изменить отношение государства и общества к экологическим проблемам России и человечества в целом можно - прежде всего организованными и волевыми политическими действиями".
На ее эмблеме изображен "кедр - это прекрасное гордое дерево, олицетворяющее могучий жизненный потенциал природы. Это символ нашей решимости непреклонно стоять на страже интересов жизни, содействовать всеми силами и средствами построению гармоничных отношений общества и природы в России и на планете Земля". Среди задач партии: "Политическое содействие установлению справедливого экономического и общественного правопорядка. Развитие экологического мировоззрения граждан путем создания системы всеобщего экологического образования и пропаганды. Политическое содействие созданию и внедрению в производство малоотходных и экологически чистых технологий, бережному и рациональному использованию природно-ресурсного потенциала"[2]. Среди политических успехов этой партии нужно отметить преодоление ею семипроцентного барьера на выборах в Самарскую губернскую думу в марте 2007 года.
Особой формой работы экологистов является защита прав животных. Возникновение в России подобных организаций - дело достаточно новое, тогда как на Западе существуют влиятельные и радикально настроенные международные организации защитников животных - такие, как Фронт освобождения животных, Фронт освобождения Земли и им подобные, выступающие за тактику прямого действия, под которой подразумеваются нападения на институты и учреждения, где проводятся опыты над животными, а также на фермы, и освобождение зверей из клеток. Идеологической основой подобных движений является борьба с так называемым видовым шовинизмом, под которым понимаются неоправданное господство человека над животными и растениями и бесконтрольная и жестокая эксплуатация окружающей среды, от которой в конечном итоге страдает и сам человек. Как бы ни относиться к подобным методам гражданской активности, следует учитывать, что особое возмущение активистов вызывает практика действительно садистских опытов над животными, которые проводятся далеко не только в научно-медицинских целях.
Наибольшую активность в благородном деле борьбы против жестокого обращения с животными в России проявляет Центр защиты прав животных "Вита" - некоммерческая благотворительная организация, расположенная в Москве. Центр был официально зарегистрирован в 2003 году, однако начал свою деятельность еще в 1994-м, действуя в составе Центра этичного отношения к животным и российского отделения ИнтерНИЧ. Президентом центра "Вита" является И. Новожилова.
"Вита" широко известна своими акциями протеста против жестокого обращения с животными, проведением различных митингов и пикетов в защиту прав животных, в поддержку людей, неоправданно преследуемых властями за действия по защите животных. Организация добивается привлечения к судебной ответственности лиц, виновных в жестоком обращении с животными, убийствах животных.
Центр "Вита" - член Всемирного общества защиты животных (WSPA) и региональный представитель Альянса против мехов в России. В декабре 2005 года центр был принят в Международный вегетарианский союз, созданный в 1908 году и объединивший сотни организаций по всему миру. Кроме того, организация тесно сотрудничает с международным сообществом за гуманное образование - ИнтерНИЧ, совместно с которым борется за замену экспериментов на животных гуманными альтернативами.
Основными направлениями деятельности центра являются: защита сельскохозяйственных животных и пропаганда вегетарианства, защита пушных зверей и пропаганда отказа от ношения мехов, а также защита подопытных животных и животных, используемых в индустрии развлечений (цирки, зоопарки, охота и т. д.). Активисты "Виты" придерживаются концепции Прав животных, согласно которой "философия антропоцентризма, доминировавшая в течение веков и наделявшая человека правом рассматривать всех обитателей планеты лишь как сырье, привела к глобальному экологическому кризису. Выжить в этих условиях поможет только полная смена мировоззренческих ориентиров". По мнению российских защитников прав животных, "все наши проблемы - войны, уголовные преступления, терроризм, неравенство - происходят из-за того, что в обществе действует право сильного, а оно не может затрагивать только животных. Жестокость отношений людям приходится испытывать на себе"[3].
Как отмечает И. Новожилова, "самыми крупными нашими победами можно назвать отмену корриды в Москве и Ярославле, защиту "кетаминовых" ветврачей и отмену опытов на животных в нескольких российских вузах". Действительно, когда выступления против проведения корриды в России поддержали мэр Москвы Ю. Лужков и Русская православная церковь, это стало большим успехом защитников прав животных.