Смекни!
smekni.com

Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае (стр. 9 из 20)

- введение специальных депозитных счетов;

- продажа земельных участков под строительство;

- выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

- создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

- открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

- создание специального пенсионного фонда.

Международная миграция рабочей силы выгодна всему мировому сообществу в целом, а так же стране куда уезжают и стране откуда уезжают [5].

Выгодно стране-экспортеру:

- не выплачиваются социальные платежи;

- приток части заработанных денег за границей в страну, т.к. работники, уезжающие за границу на заработки, чаще всего отсылают часть заработанных денег на родину семье.

Выгодно стране-импортеру:

- налоги, выплачиваемые иммигрантом, поступают в государственный бюджет;

- повышается уровень конкуренция на рынке труда в странах с большим наплывом иммигрантов, в результате размер оплаты труда падает в принимающей стране.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними и всевозможных разработанных программ [67].

Согласно концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года в области эмиграции и расселения обозначена основная цель: создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации [12]. Думаю, это, в частности, относится и к эмиграционной политике Ставропольского края. Конечно, реализация данной программы должна проводиться с учетом специфики нашего региона. Однако, по существующим прогнозам, в России сохраниться эмиграционный отток в ближайшее десятилетие. Ставропольской край также сохранит нынешний показатель, а эмиграция по-прежнему будет оказывать определенное влияние на демографические и социально-экономические процессы в регионе.


2.2 Динамика современных эмиграционных процессов в Ставропольском крае

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность населения Ставропольского края составила 2735,1 тыс. человек, в том числе городские жители – 1530,6 тыс., сельское население – 1204,5 тыс. человек [66] (Приложение 11, Таблица 8). Эмиграционная мобильность у городских жителей Ставропольского края в 6 раз выше, чем у сельских, т.е. на одного выезжающего сельчанина приходится 6 выбывших жителей города [28] (Приложение 11, Таблица 9).

Мотивами, вызывающими эмиграцию, являются экономические, политические, социальные, экологические и другие. В различные периоды состояния общества, положения в той или иной стране, районе их значимость меняется. Одни утрачивают свою роль, действие других усиливается [36]. Население Ставрополья в последние годы меняло место жительства в основном в связи с работой (58,6% от числа выбывших за пределы края и 40,8% – прибывших из-за его пределов) и учебой (соответственно 9,3% и 15,9%), а также по причинам личного характера (12,4% и 7,3%). 28,3% прибывших в Ставропольский край и 15,0% выехавших за его пределы – возвратные эмигранты. Передвижение населения внутри края из сел в города, главным образом, обусловлено экономическими причинами [65]. Таким образом, основными причинами выезда за пределы области являются выезд в поисках работы, на учебу, по причинам личного характера и возвращение на прежнее место жительства.

Характеризуя эмиграционные потоки с территории Ставропольского края, отметим следующие черты: максимальное количество выбытий в крае приходится, как уже указывалось выше, на народы с традиционно высокой эмиграционной активностью: немцев и евреев, а также на некоторые кавказские народы [21]. Так в результате массового выезда из региона в Германию сальдо миграции у немцев отрицательно. Ставропольские евреи тоже оказались втянутыми в процесс этнической консолидации за пределами края. Эмиграционный отток, вместе с миграционным как таковым, способствует изменениям в этнической структуре населения Ставропольского края. За счет этих процессов в крае уменьшается доля народов восточнославянской этнолингвистической группы и увеличивается доля народов армянской, нахско-дагестанской, тюркской и некоторых других групп [42] (Приложение 12, 13). Однако при этом складываются новые этнодемографические сообщества, локализованные в определенных районах Ставрополья.

В этническом отношении на начало 2000-х годов на территории края выделились 4 района. Первый включает 2/3 районов и городов края, расположенных западной, центральной, северной и частично южной части края. Он характеризуется повышенной по сравнению со среднекраевым значением долей русского населения. Во втором (район КМВ) отмечается повышенная доля армян и греков; в третьем (восточные и юго-восточные районы) – несколько выше удельный вес северокавказских народов; четвертый (представлен уникальным в этническом отношении Нефтекумским районом) имеет пониженную долю русских и достаточно высокую долю тюркских (ногайцев, туркмен) и кавказских народов. Внутри эмигрантов новой и новейшей волн наблюдается «районирование» по месту и времени исхода и формирование субгрупп. К таковым относятся: русские, украинцы; армяне из внутренних районов Азербайджана, Армении, Грузии; туркмены, татары из стран Средней Азии – бывших республик СССР; чеченцы, карачаевцы, «грозненцы» (из Чеченской Республики); немцы, евреи и др. [44].

При этом очевидны не только диалектные, но и ментальные различия «субдиаспор», равно как различны и традиционные объединяющие идеологемы – историческая и культурная реликтовость, конфессиональная принадлежность, жизненная стойкость, устойчивость к ассимиляции.

На фоне резкого снижения эмиграции в страны Ближнего зарубежья, резко активизировался процесс эмиграции из Ставропольского края в страны дальнего зарубежья. Масштабы эмиграции со странами дальнего зарубежье увеличились в 1,4 раза. Сальдо миграции со странами дальнего зарубежье за последние 6 лет устойчиво отрицательно в результате превышения численности выбывших над прибывшими на уровне 1,2-2,2 тыс. человек [66]. Однако в крае остаются желающие работать за границей. Ведется работа по формированию банка данных кандидатов для работы за границей. Основными странами для эмиграции в дальнее зарубежье являются Германия, США, Израиль (Приложение 14).

Германия - главная страна выезда. Последние полвека в Германии - во всяком случае, в западной части - не было политических и социальных потрясений. По уровню жизни и социальной защищенности она остается одной из самых благополучных стран [38]. Для многих россиян и ставропольчан, в частности, как, в общем, и для сотен тысяч людей в других развивающихся странах, перебраться в Германию - желанная цель.

Этническая группа немцев на Ставрополье, претерпевает стабильный эмиграционный отток. Немцы, приехавшие в Ставропольский край из Казахстана и республик Средней Азии, используют его в качестве «плацдарма» для дальнейшего движения в Германию [21]. Ярко выраженный этнический характер сохранила не только эмиграция немцев, но также и евреев. Решение евреев о том, оставаться ли жить на Ставрополье или уехать навсегда, определяется широким кругом факторов, среди которых ведущую роль играет оценка ситуации в крае проживания и ее обозримых перспектив. Поэтому улучшение социально-экономического и политического климата способствовало некоторому ослаблению эмиграционных настроений (Приложение 15, Диаграмма 1). Это объясняется двумя причинами. Во-первых, как сказано выше, была окончательно демонтирована система государственного антисемитизма, в массовом отношении к евреям все более стали преобладать позитивные или, по меньшей мере, толерантные и нейтральные установки. Во-вторых, рост экономического благополучия в России в период до августовского кризиса 1998 года также положительно повлиял на социальное самочувствие евреев (Приложение 15, Диаграмма 2). Определяющим фактором в формировании эмиграционных планов евреев является их возраст. Потенциально наиболее мобильна молодежь. Среди пожилых (70 лет и старше) эмиграционные настроения распространены меньше всего (Приложение 15, Диаграмма 3) [59].

Изначально наиболее высокий эмиграционный потенциал еврейского населения ожидался в группе наименее обеспеченных в материальном отношении. Предполагалось, что настроены, уехать, прежде всего, те, кому нечего терять, чьи доходы не позволяют обеспечить достойный уровень жизни в Ставропольском крае. Однако, напротив, среди людей с самыми низкими доходами оказалась самой высокой доля тех, кто не намерен уезжать ни при каких обстоятельствах, тогда как среди наиболее обеспеченных этот показатель - втрое меньше. В определенной мере эта закономерность связана с тем, что среди наименее обеспеченного населения большинство составляют пожилые люди, которым труднее других менять привычное окружение, адаптироваться к новым условиям жизни. Но этим объяснение не исчерпывается. Потенциальные эмигранты - это, по-видимому, люди социально более активные, что позволяет им лучше преуспевать и в крае, и большего ожидать и в эмиграции. Поэтому среди самых обеспеченных зафиксирована максимальная доля тех, кто намерен покинуть страну (Приложение 15, Диаграмма 4).

В качестве главных мотивов, побуждающих эмигрировать в такие страны дальнего зарубежья, как США, Германия, евреи называют общую нестабильность в крае, стремление к благополучной цивилизованной жизни, а основная доминирующая идея выезда в Израиль сопряжена с возможностью создания там еврейской семьи, а также перспективы жить полнокровной национальной жизнью (Приложение 15, Диаграмма 5). Следует отметить, что антисемитизм в качестве лидирующего мотива эмиграции присутствовал в сознании еврейского населения скорее как факт истории, а не как отражение актуальной ситуации. Подтверждение тому – мотивы выезда. У молодых основные причины эмиграции - это стремление к лучшей жизни и неверие в позитивные перемены в России и естественный мотив воссоединения с близкими (Приложение 15, Диаграмма 6) [59]. Таким образом, основу этнической эмиграции все еще составляют немцы и евреи. География эмиграции, в общем, совпадает с их расселением. Если говорить о ней в общероссийском масштабе, то немецкая эмиграция идет главным образом из восточных районов России, еврейская — из центральных [19]. Северный Кавказ—единственный район, где примерно одинаково представлены оба потока.