Однако уже с конца 1920-х гг. молодая крымско-татарская интеллигенция, в том числе и партийная, стала объектом жестоких репрессий в рамках борьбы с так называемым “национально-демократическим уклоном”. В течение 1930-х гг. в советской национальной политике все более укреплялись унитарно-централизаторские тенденции, подавлявшие самостоятельное национально-культурное развитие всех народов страны.
Эта тенденция достигла своего апогея в годы войны 1941-45 гг., когда были осуществлены преступные акты депортации ряда народов страны под предлогом их якобы имевшего место массового сотрудничества с немецкими оккупантами. В мае 1944 г. эта трагическая судьба постигла и крымских татар, а также некоторые другие национальные группы Крыма (армян, греков, болгар и даже чудом уцелевших от нацистского геноцида цыган; немцы были выселены из Крыма еще в 1941 г.) Общая численность выселенных крымских татар оценивается в 238,5 тыс. чел. В ходе депортации и за первые полтора года после нее погибло около 110 тыс. чел., т.е. почти половина всего крымскотатарского народа.
Основная масса крымских татар была выселена в республики Средней Азии, преимущественно в Узбекистан, где они содержались на дискриминационном режиме спецпоселения вплоть до 1956 г. Однако и в последующие десятилетия крымские татары были лишены права возвратиться на родину. Принятый в 1967 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР “О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму” предлагал считать их “укорененными” в местах нынешнего расселения, иначе говоря, в местах ссылки. До самого последнего времени (до 1987 г.) официально не признавалось само существование крымско-татарского народа — фактически отсутствовали национальная школа, пресса, культурные учреждения. Можно сказать, что сталинская политика геноцида по отношению к крымско-татарскому народу впоследствии приняла форму этноцида, то есть подавления национальной культуры и самосознания народа без его прямого уничтожения.
В послевоенных переписях населения крымские татары учитывались вместе с татарами Поволжья и Сибири, несмотря на их выраженную этногенетическую и этнокультурную специфику и отчетливое национальное самосознание. В результате трудно определить реальную численность крымских татар. Хотя в 1989 г. эта национальность впервые появилась в данных Всесоюзной переписи населения (табл.2), есть веские основания полагать, что эти данные были существенно занижены.
Таблица 2. Расселение и языковые характеристики крымских татар в СССР, 1989 г.
Территория | Численность(тыс. чел.) | Доляв составенарода (%) | Распределениепо родному языку (%) | Доля свободно владеющих русскимкак вторым языком (%) | |
крымско-татарский | русский | ||||
СССР | 271,7 | 100,0 | 92,6 | 5,3 | 76,1 |
город | 183,3 | 68,9 | 91,9 | 6,3 | 72,6 |
село | 84,4 | 31,1 | 94,0 | 3,2 | 76,0 |
Россия | 21,3 | 7,8 | 89,4 | 9,6 | 83,6 |
Украина | 46,8 | 17,2 | 92,6 | 4,0 | 84,0 |
Белоруссия | 0,1 | 0,0 | 36,2 | 56,0 | 38,8 |
Узбекистан | 188,8 | 69,5 | 93,2 | 4,9 | 73,1 |
Казахстан | 3,2 | 1,2 | 88,9 | 9,2 | 79,0 |
Грузия | 0,6 | 0,2 | 71,2 | 11,1 | 74,0 |
Азербайджан | 0,5 | 0,2 | 77,6 | 17,1 | 52,1 |
Киргизия | 2,9 | 1,1 | 88,7 | 9,5 | 78,6 |
Таджикистан | 7,2 | 2,7 | 94,2 | 5,0 | 82,7 |
Как отмечают специалисты, недоучет крымско-татарского населения особенно явно сказался в сельских местностях среднеазиатских республик. Только в Таджикистане, по данным Совета Министров республики, численность крымских татар на 1989 г. в 3,5 раза превышала цифру, указанную по итогам переписи, и в действительности приближалась к 25 тыс. чел. Компьютерные расчеты, проведенные в 1990 г. группой исследователей под руководством Э.А.Паина, позволяют оценивать общую современную численность крымских татар в 340-410 тыс. человек, наиболее же вероятно — около 360 тыс. человек. Вместе с тем исходящие из различных центров крымско-татарского движения оценки, по которым численность народа достигает 800 и более тыс. чел., представляются завышенными.