·признание несовершенства окружающего мира как факта;
·осознанное и произвольное творческое отношение к окружающему миру, при котором человек последовательно и целенаправленно, преодолевая трудности и обретая союзников, пытается этот мир преобразовать.
Неразрешенность этого внутреннего конфликта (который можно рассматривать как стадию в развитии молодого человека или девушки) периодически обусловливает вовлечение субъекта в состояние влюбленности, при котором другому человеку приписываются положительные качества, которых у него на самом деле нет. Положительные качества не просто приписываются, возникает страстное отношение к другому человеку, как носителю некоей принципиально иной по отношению к известному окружающему миру совершенной реальности, в результате этот человек получает значительную власть над субъектом влюбленности, которой он не всегда способен распорядиться с пользой для себя и для другого. Отрицание положительной значимости собственного этноса, негативная оценка принадлежности к своему этносу могут побуждать к состояниям влюбленности в представителей других этносов и неразделенной любви. Персона из другого этноса ещё до встречи с ней становится потенциально желанной, невозможность вступить с ней в брак уже до встречи восприниматься как трагедия, благодаря которой утрачивается смысл жизни. Так, например, в консультативной практике автору приходилось сталкиваться с переживанием подростка, чьи предки с Кавказа, по поводу того, что он "черный", поэтому никакая русская девушка его, никогда не полюбит [11,с.224].
По мере того, как люди становятся более мудрыми, ложное, преждевременное ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может сменяться более трезвыми и взвешенными оценками своего этноса и своего значения в нём. Защитные, охранительные силы этноса в этих условиях могут провоцировать чувство беспокойства по поводу сложившегося брака, субъективно ощущаемого неблагополучия, природу, причины которого человек зачастую понять не может. Психологическая защита от травмирующих переживаний в этом случае может выражаться в следующих явлениях:
1) человек старается исказить реальность в том направлении, чтобы уменьшить в своих глазах и в глазах окружающих положительные черты и значимость того этноса, из которого он вышел;
2) человек становится горячим патриотом этноса своего брачного партнера, отрицая при этом проблемы данного этноса и связанные с ними недостатки;
3) человек становится все более горячим и некритичным патриотом этноса, откуда он вышел, пытается другого супруга и своих детей максимально интегрировать в свой этнос.
Эти три формы психологической защиты связаны с чрезмерными обобщениями и искажениями значимой информации, они затрудняют формирование объективной картины мира. С психологической защитой, видимо, связан также и тот феномен, что в межэтнических браках порой уделяется больше внимания бытовой культуре, чем в семьях моноэтничных. Для представителей межэтнических семей гораздо более важно выглядеть для себя и окружающих благополучной семьей, чем для членов моноэтнических семей. Однако связано это может быть с подспудным ощущением страдания, и осуществляется за счет глубины общения, в ущерб этой глубине [11,с.224].
Инициаторами проверки этносов на прочность путем межэтнических браков становятся люди, которые вследствие своей высокой чувствительности (и по этой причине невысокой выносливости) острее, чем остальные, ощущают кризисные явления внутри своего этноса. Это чаще бывают женщины, чем мужчины. Готовность к межэтническим бракам является частным случаем эпатирующего поведения, когда индивид совершает с точки зрения сообщества абсурдные, нелогичные, отвергающие каноны поступки, являясь в этом случае своего рода юродивым - человеком, который через шутки и несуразности, "пощечины общественному вкусу" пытается обличить несовершенство сообщества, в котором он живет. Если этнос способен реагировать (в том смысле, чтобы меняться) на подобного рода поведение отдельных своих членов, это говорит о том, что у него есть ресурсы для преодоления кризисных явлений. Если нет - этнос продолжает разрушаться, а эпатирующее поведение и межэтнические браки в нём становится всё более частыми [11,с.225].
Если говорить про кризисное состояние субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса, побуждающее его воспринимать брак с представителями другого этноса более привлекательным, то в массовом масштабе оно может быть спровоцировано кризисным состоянием самого общества. По мере развития кризиса всё больше ситуаций становятся источниками долговременных психологических травм чаще всего невысокой интенсивности, что приводит к большому количеству неврозов и невротических состояний, деструктивных установок, проявляющихся в общении. Если проблемы, связанные с этим не будут решены, представителям такого этноса будет всё труднее общаться между собой, осуществлять совместную деятельность, что будет побуждать их к выходу за пределы собственного этноса, в частности в межэтнические браки. В этом случае стабилизирующее значение иного этноса будет заключаться в его ярко выраженной психотерапевтической функции. Но по мере того, как данная психотерапевтическая функция будет производить свой эффект, некогда травмированная личность будет все более приобретать сущностные характеристики подлинного бытия. На каком-то этапе в форме внутренних переживаний вновь заявят о себе охранительные силы этноса, что может дестабилизировать брак, приводить к связанным с этим феноменам, описанным выше [11,с.225].
Таким образом, увеличение степени осознанности и произвольности поведения людей применительно к реальности, связанной с межэтническими браками, способствует ощущению благополучия на субъективном уровне и позитивному эмоциональному климату в семье. Межэтнический брак следует рассматривать как элемент в процессе сближения двух этносов. Этот процесс может длиться и довольно долгое время (столетиями) и зависит от степени интенсивности контактов между этносами. Если контакты редки, образуется инцидент, который со временем приобретает историческое значение, способствующее международным отношениям.
2.1 Технологии деятельности этнических различий семьи в современных условиях
По статистике, в последнее десятилетие каждая пятая российская невеста вышла замуж за иностранца. Каждый второй межнациональный брак разваливается после пяти-шести лет.
Для межэтнических семей характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.
Важнейшей задачей деятельности специалистов различного профиля является психологическая помощь в семейных отношениях представителям различных этнических общностей. Она имеет целью повышение социально-психологической компетентности людей в строительстве и укреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказание психологических и других услуг [12,с.22].
Психологическая помощь, психокоррекция отношений между супругами — представителями разных национальностей — дело в нашей стране новое и недостаточно развитое, прежде всего потому, что не хватает профессиональных специалистов в данной области. Вместе с тем эта деятельность находит поддержку у правительственных органов и вызывает большой интерес у психологов и социальных работников [12,с.23].
Основными направлениями такой помощи являются:
·проведение индивидуальных и групповых консультаций с лицами, обратившимися к специалисту с целью решения сложных жизненных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтных ситуаций во внутрисемейных отношениях;
·выявление семей с повышенной напряженностью в межэтнических отношениях и проведение с ними психоконсультативной работы;
·оказание помощи супругам — представителям разных национальностей в выявлении психогенных отклонений и выборе адекватных форм их преодоления;
·обучение обращающихся в консультацию лиц методам самоконтроля и саморегуляции своих эмоциональных состояний [25,с.15].
Для оказания правильной и эффективной помощи, психокоррекции и профилактической работы должна осуществляться специальная постоянная социально-психологическая диагностика семей, где супруги являются представителями разных национальностей. Эта диагностика должна отвечать определенным требованиям:
1. нормы профессиональной этики и специальная психологическая компетентность людей, занимающихся этой деятельностью, должны быть очень высоки, поскольку они вторгаются в чрезвычайно интимные стороны жизни людей и при этом должны учитывать особенности конкретных этнических общностей (известны, например, народы, информация о супружеских взаимоотношениях которых, а тем более изучение их просто недопустимы);
2. необходимо грамотное, профессиональное использование методик, тестов, опросников, анкет, специально предназначенных для этих целей.
Все методики должны быть адаптированы к национальной специфике семейных отношений, ориентированы на национально-психологические особенности членов семьи, так как совершенно недопустимо, преступно нанесение вреда семье, отдельной личности как представителю той или иной этнической общности. Требуется постоянное уточнение сведений, подтверждение надежности, валидности, области и доз применения методик [25,с.17].